Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«Алло, телеф-он-степ»,
или «Аэлита: Королева Марса»
Роберт Штольц
или «Аэлита: Королева Марса»
Роберт Штольц
Посвящается Анатолию Переселенцеву
Слова Оскара Осенина
Hello-phone-step [Flight to Mars], Robert Stolz
Слова Оскара Осенина
Hello-phone-step [Flight to Mars], Robert Stolz
Москва, издание автора (Зак. № 382),
оформление обложки — художник Е. Гольштейн (E. Holstein)
оформление обложки — художник Е. Гольштейн (E. Holstein)
Выпуск 1926 года
«Allo phone-step», Р. Штольц
Волшебная сила киноискусства
Весёленькая пьеса в стиле модного танца уан-степ (one-step) описывает не что-нибудь, а полёт на Марс!; связь с ракетой при этом поддерживается по беспроводному телефону (!).
Авторов вдохновил фантастический фильм «Аэлита», снятый в 1924 году режиссёром Яковом Протазановым. Публика, посещавшая грандиозный (по тем временам) кинотеатр «Арс» на Тверской, впадала в состояние гипнотического транса от увиденных на экране марсиан в инопланетных костюмах.
Один из первых фантастических советских фильмов был снят по знаменитому роману Алексея Толстого «Аэлита». Впрочем, роман, скорее, не о космосе и Марсе, а о любви. Неземная любовь прекрасной марсианки и простого инженера из СССР описана завораживающе-гениально, даже как будто между строк каким-то космическим полем; перевести этот волшебный текст с русского на другой язык, наверное, доступно только высокоразвитому инопланетянину.
Кроме того, «Allo, телеф-он-стэп» — первое в СССР (а, может быть, и в России) музыкальное произведение, посвящённое разговору по телефону. Роберт Штольц даже придумал для такого случая особый музыкальный жанр — «телефонстэп»—«ph-one-step», используя игру слов от названия танца one-step — уан-степ. (Первопроходцами в этом вопросе, однако же, принято считать американцев Говарда и Эмерсона с песенкой «Hello, my baby, hello, my honey», сочиненной в Нью-Йорке в 1899 году).
Авангардная обложка художника Гольштейна изображает абстрактные бело-жёлто-зелёные зигзаги — электрические сигналы-молнии, передаваемые на Марс Московской телефонной станцией под руководством Наркомпочтеля — Народного комиссариата почт и телеграфов! Такое грандиозное художественное полотно маслом (если бы оно было написано в ту эпоху расцвета русского авангарда) сегодня стоило бы столько же, сколько километров составляет расстояние от Земли до Марса — 55 миллионов с хвостиком!
Авторов вдохновил фантастический фильм «Аэлита», снятый в 1924 году режиссёром Яковом Протазановым. Публика, посещавшая грандиозный (по тем временам) кинотеатр «Арс» на Тверской, впадала в состояние гипнотического транса от увиденных на экране марсиан в инопланетных костюмах.
Один из первых фантастических советских фильмов был снят по знаменитому роману Алексея Толстого «Аэлита». Впрочем, роман, скорее, не о космосе и Марсе, а о любви. Неземная любовь прекрасной марсианки и простого инженера из СССР описана завораживающе-гениально, даже как будто между строк каким-то космическим полем; перевести этот волшебный текст с русского на другой язык, наверное, доступно только высокоразвитому инопланетянину.
Кроме того, «Allo, телеф-он-стэп» — первое в СССР (а, может быть, и в России) музыкальное произведение, посвящённое разговору по телефону. Роберт Штольц даже придумал для такого случая особый музыкальный жанр — «телефонстэп»—«ph-one-step», используя игру слов от названия танца one-step — уан-степ. (Первопроходцами в этом вопросе, однако же, принято считать американцев Говарда и Эмерсона с песенкой «Hello, my baby, hello, my honey», сочиненной в Нью-Йорке в 1899 году).
Авангардная обложка художника Гольштейна изображает абстрактные бело-жёлто-зелёные зигзаги — электрические сигналы-молнии, передаваемые на Марс Московской телефонной станцией под руководством Наркомпочтеля — Народного комиссариата почт и телеграфов! Такое грандиозное художественное полотно маслом (если бы оно было написано в ту эпоху расцвета русского авангарда) сегодня стоило бы столько же, сколько километров составляет расстояние от Земли до Марса — 55 миллионов с хвостиком!
Здесь, в центральной сети,
При ярком свете,
Всю ночь даю сигналы.
Я в Наркомпочтеле,
Уж две недели, как состою;
Сначала в первый раз
Устали нервы глаз,
И даже не погас сигнал едва:
Два ноль два...Чу...знакомый голос
Огнём тирад
Засыпал сразу аппарат.
Allo! Я целый час звоню,
Allo, сейчас соединю.
Пока ваш номер занят,
Болтать не перестанет,
Есть самый лучший повод
Ваш провод
Взять в плен.
Allo, не узнаю ли я,
Allo, товарищ Юлия,
Я вас ищу.
Ракета будет здесь...
Мы ровно в десять
Едем, едем, едем на Марс!
При ярком свете,
Всю ночь даю сигналы.
Я в Наркомпочтеле,
Уж две недели, как состою;
Сначала в первый раз
Устали нервы глаз,
И даже не погас сигнал едва:
Два ноль два...Чу...знакомый голос
Огнём тирад
Засыпал сразу аппарат.
Allo! Я целый час звоню,
Allo, сейчас соединю.
Пока ваш номер занят,
Болтать не перестанет,
Есть самый лучший повод
Ваш провод
Взять в плен.
Allo, не узнаю ли я,
Allo, товарищ Юлия,
Я вас ищу.
Ракета будет здесь...
Мы ровно в десять
Едем, едем, едем на Марс!
От Москвы до Марса
Из кино «Арса»
Недалеко, мы знаем.
А с Аэропланом
И к марсианам
Попасть легко.
Сначала в первый раз
На Марсе встретил нас
Такой огромный глаз,
Из «Аэлит» бандит на вид,
Так что от испуга у друга
Лопнула подпруга
Навсегда.
Алло! Кричим Земле: «А-у»!
«Алло, на помощь!» — я зову,
Но марсианин воет
В ответ нам, что не стоит
Зря Землю беспокоить
И кроет сплеча!
Алло, нам Марс не нравится,
Алло, хотим отправиться,
Позвольте нам проехать на Сатурн.
Нам стало дурно!
Едем, едем, едем назад!
Из кино «Арса»
Недалеко, мы знаем.
А с Аэропланом
И к марсианам
Попасть легко.
Сначала в первый раз
На Марсе встретил нас
Такой огромный глаз,
Из «Аэлит» бандит на вид,
Так что от испуга у друга
Лопнула подпруга
Навсегда.
Алло! Кричим Земле: «А-у»!
«Алло, на помощь!» — я зову,
Но марсианин воет
В ответ нам, что не стоит
Зря Землю беспокоить
И кроет сплеча!
Алло, нам Марс не нравится,
Алло, хотим отправиться,
Позвольте нам проехать на Сатурн.
Нам стало дурно!
Едем, едем, едем назад!
«Аэлита», фантастический фильм (СССР, 1924) [фрагменты]
[музыка: звучит песня Матвея Блантера «Молодость»]