Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«Бальная лезгинка»
Новый салонный танец (1901)
Артиста Императорских театров
Александра Александровича Цармана
Новый салонный танец (1901)
Артиста Императорских театров
Александра Александровича Цармана
С описанием (объяснением) фигур танца
Москва, издание автора (№ 6), продаётся во всех музыкальных магазинах и у автора: Смоленский бульвар, дом Шнейдер
Дозволено цензурой 12 февраля 1901 года
«Бальная лезгинка», А. Царман
С объяснением фигур танца
Ноты представляют салонный вариант знаменитого кавказского танца, сочиненный известным в начале ХХ века московским танцовщиком и балетмейстером А. Царманом. В описании фигур господин Царман — артист Императорских театров — предлагает движения, который вполне под силу танцорам с обычными навыками.
Александр Александрович Царман, артист Большого театра, прославился в ночь с 31 декабря на 1 января 1900—1901 гг. (первый день нового века!), исполнив танцы собственного сочинения на праздничном концерте в Колонном зале московского Благородного собрания (Дома Союзов). Роскошный концерт был приурочен к началу нового двадцатого столетия.
На этом новогоднем представлении Царман станцевал лезгинку (возможно, впервые в истории) на носках (пуантах), что вызвало оглушительный успех у публики. Артист сразу стал московской знаменитостью; результатом такого успеха стало появление множества новых салонных танцев (и, соответственно, популярных нотных изданий), сочинённых Царманом в 1900-х годах.
Наверное, самое поразительное исполнение танцевальных движений лезгинки состоялось в 1945 году на крыше немецко-фашистского Рейхстага во время боя за взятие Берлина (это было завершающее крупное сражение Великой Отечественной войны, в результате которого Вооружённые силы СССР полностью разгромили войска фашистской Германии).
Александр Александрович Царман, артист Большого театра, прославился в ночь с 31 декабря на 1 января 1900—1901 гг. (первый день нового века!), исполнив танцы собственного сочинения на праздничном концерте в Колонном зале московского Благородного собрания (Дома Союзов). Роскошный концерт был приурочен к началу нового двадцатого столетия.
На этом новогоднем представлении Царман станцевал лезгинку (возможно, впервые в истории) на носках (пуантах), что вызвало оглушительный успех у публики. Артист сразу стал московской знаменитостью; результатом такого успеха стало появление множества новых салонных танцев (и, соответственно, популярных нотных изданий), сочинённых Царманом в 1900-х годах.
Наверное, самое поразительное исполнение танцевальных движений лезгинки состоялось в 1945 году на крыше немецко-фашистского Рейхстага во время боя за взятие Берлина (это было завершающее крупное сражение Великой Отечественной войны, в результате которого Вооружённые силы СССР полностью разгромили войска фашистской Германии).
По легенде, советские воины Михаил Егоров и Мелитон Кантария (под руководством лейтенанта Алексея Береста) в процессе водружения Знамени Победы над Рейхстагом (в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года) энергично двигались («танцевали»), изображая русскую пляску («трепак») и лезгинку — чтобы не дать противнику прицелиться и таким образом избежать попадания вражеских снайперских пуль.
Как танцевать «Бальную лезгинку»
Описание фигур танца Артиста Императорских московских театров
Александра Александровича Цармана
Москва, 1901 год
Александра Александровича Цармана
Москва, 1901 год
Положение танцующих
В начале танца кавалер стоит в III позиции, имея впереди левую ногу, с левой стороны дамы, держа перед лицом правую руку, согнутую в локте, а левая вытянута назад. Корпус слегка наклоняется вперед. Дама же левую руку кладет на правое плечо кавалера, а правая так же, как и у кавалера, находится перед лицом.
I Фигура
Кавалер, начиная левой ногой, делает 3 шага вперед, причем во время 3-го шага приседает; то же самое повторяется и правой ногой. Затем делает круг на месте, левой ногой и в левую сторону (па — те же самые) и становится лицом к даме. Дама делает то же самое, но с другой ноги и в обратную сторону.
II Фигура
Оставаясь лицом к даме, левая нога кавалера отставляется в левую сторону, одновременно приседая на нее, а правая нога ставится на носок сзади левой. Эти движения 4 раза; причем в последний раз, когда правая нога подставляется к левой, то тяжесть корпуса опирается на левую ногу. После этого правая нога выносится вправо и ставится на каблук. (В это время корпус сильно наклоняется вправо и глаза устремлены на носок правой ноги). Затем она заносится за каблук левой ноги, слегка касаясь носком о пол. Выпрямляя корпус, кавалер притоптывает правой, левой и снова правой ногой.
Дама делает то же, что и кавалер, но с другой ноги.
III Фигура
Оставаясь лицом к даме, кавалер делает кругом дамы па первой фигуры с правой ноги в правую сторону; дама же делает одновременно с кавалером то же самое и с той же ноги кругом кавалера, и становятся как в начале танца.
IV Фигура
В начале танца кавалер стоит в III позиции, имея впереди левую ногу, с левой стороны дамы, держа перед лицом правую руку, согнутую в локте, а левая вытянута назад. Корпус слегка наклоняется вперед. Дама же левую руку кладет на правое плечо кавалера, а правая так же, как и у кавалера, находится перед лицом.
I Фигура
Кавалер, начиная левой ногой, делает 3 шага вперед, причем во время 3-го шага приседает; то же самое повторяется и правой ногой. Затем делает круг на месте, левой ногой и в левую сторону (па — те же самые) и становится лицом к даме. Дама делает то же самое, но с другой ноги и в обратную сторону.
II Фигура
Оставаясь лицом к даме, левая нога кавалера отставляется в левую сторону, одновременно приседая на нее, а правая нога ставится на носок сзади левой. Эти движения 4 раза; причем в последний раз, когда правая нога подставляется к левой, то тяжесть корпуса опирается на левую ногу. После этого правая нога выносится вправо и ставится на каблук. (В это время корпус сильно наклоняется вправо и глаза устремлены на носок правой ноги). Затем она заносится за каблук левой ноги, слегка касаясь носком о пол. Выпрямляя корпус, кавалер притоптывает правой, левой и снова правой ногой.
Дама делает то же, что и кавалер, но с другой ноги.
III Фигура
Оставаясь лицом к даме, кавалер делает кругом дамы па первой фигуры с правой ноги в правую сторону; дама же делает одновременно с кавалером то же самое и с той же ноги кругом кавалера, и становятся как в начале танца.
IV Фигура
Находясь в положении 1-й фигуры, кавалер и дама делают шаг правой ногой вправо, левую заносят за правую и приседают. Затем, отставляя левые ноги влево, приставляют правые.
После этого левая нога кавалера и правая дамы ставятся на каблук, носок и притоптывают левой, правой и снова левой ногой.