Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«Бруклинский Кэк-Вок»
Американский оригинальный кекуок
Т. В. Тюрбан
Американский оригинальный кекуок
Т. В. Тюрбан
The Permans' Brooklyn Cake Walk, T. W. Thurban
Москва, издатель Александр Гутхейль (№№ 8527—ноты и 8525—объяснение танца), поставщик Двора Его Императорского Величества и комиссионер Императорских театров
Пьеса № 2 из серии «Новый танец Кэк Вок»
Дозволено цензурой в Москве 27 сентября 1903 года
Дозволено цензурой в Москве 27 сентября 1903 года
«Бруклинский кекуок», Т. Тюрбан
«Пирожный танец американских негров»
Очевидно — перед нами одна из появившихся впервые в Российской империи пьес в стиле cake walk (кекуок). Название провозглашает «новый» (для России) танец. Исторический феномен возникновения кекуока обязан большому жизнелюбию, стойкости и прирождённой весёлости афроамериканцев, которые в условиях рабства сумели создать в музыке нечто новое, завоевавшее весь мир.
На последней странице приведены описание и разъяснения некоторых движений (фигур) — общие для всех пяти разных пьес сборника. На обложке изображены, однако же, не чернокожие, а — белые танцоры в старинных костюмах американского рабовладельческого «старого Юга». Парочка очень похожа на героев Марка Твена — неужели это Том Сойер и Бекки Тетчер? Рисунок говорит о том, что к началу XX века кекуок уже перестал быть только лишь традиционным негритянским танцем и превратился в мировой интернациональный хит. Впрочем, это вовсе не герои Марка Твена, а вполне реальные танцовщицы кекуока — две юные парижанки, выступление которых сняли на киноленту изобретатели кинематографа братья Люмьер в 1902 году. Очевидно, художник рисунков (на обложке) либо сделал их по памяти после увиденного на экране (в кино) танца, либо перерисовал с открыток.
Нотный выпуск содержит пьесу № 2 (из списка серии) — популярный «Бруклинский кекуок» в фортепианном рэгтайм-изложении. Хотя подзаголовок гласит «Американский оригинальный танец», автор пьесы Томас Уильям Тёрбан — вовсе не американец, а английский музыкант и композитор из Лондона.
Нотный выпуск содержит пьесу № 2 (из списка серии) — популярный «Бруклинский кекуок» в фортепианном рэгтайм-изложении. Хотя подзаголовок гласит «Американский оригинальный танец», автор пьесы Томас Уильям Тёрбан — вовсе не американец, а английский музыкант и композитор из Лондона.
Ноты содержат также описание правил и нескольких тур танца негров в переводе некоего господина К. В. Ф., пожелавшего остаться неизвестным:
«Кэк-вок (в буквальном переводе: пирожный танец) — есть национальный танец американских негров, исполняющийся ими с большим увлечением, и характеризующий их особенную, оригинальную, веселость. Заканчивается этот танец, обыкновенно, призом, за самое оригинальное исполнение...
...Оригинальность этого танца состоит в том, что, во время его исполнения, сами танцующие стараются придумывать все новые, характерные и оригинальные комбинации исполнения...»
Интересно, что слово rag time (рэгтайм, рваный ритм) содержится в нотном тексте как указание синкопированной манеры (стиля) исполнения; играть нужно «покачивая ритм», отклоняясь от чёткого следования нотной записи.
«Кэк-вок (в буквальном переводе: пирожный танец) — есть национальный танец американских негров, исполняющийся ими с большим увлечением, и характеризующий их особенную, оригинальную, веселость. Заканчивается этот танец, обыкновенно, призом, за самое оригинальное исполнение...
...Оригинальность этого танца состоит в том, что, во время его исполнения, сами танцующие стараются придумывать все новые, характерные и оригинальные комбинации исполнения...»
Интересно, что слово rag time (рэгтайм, рваный ритм) содержится в нотном тексте как указание синкопированной манеры (стиля) исполнения; играть нужно «покачивая ритм», отклоняясь от чёткого следования нотной записи.