Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Вариации на русскую тему»
Бетховен
«Двенадцать вариаций на русский танец [«Камаринская»] из балета «Лесная фея», Бетховен, [уртекст], посвящаются графине [Анне Маргарите] фон Браун [Броун], урождённой фон Фитингоф
Москва, издание Товарищества «Северное издательство», главная контора: Спиридоновка, дом Шуберта
Из четвёртого тома «Вариации для фортепиано» «Полного иллюстрированного собрания сочинений Бетховена, просмотренного и проверенного по лучшим заграничным изданиям профессором Московской консерватории Александром Ильинским»
Выпуск 1908—1911 гг.
«Вариации на русский танец», Бетховен
Для печати в формате А4
То же — аутентичная копия
Для печати в формате А3


«Русский шедевр» Бетховена
В центре Санкт-Петербурга напротив Адмиралтейства (угол Гороховой, № 2 и Адмиралтейского проспекта, № 6) можно полюбоваться роскошным особняком барона Фитингофа — знатного вельможи и государственного деятеля времён Елизаветы Петровны и Екатерины II.
          Иван Фёдорович Фитингоф так любил музыку, что (подобно князю Эстерхази) содержал целый оркестр «на все случаи жизни». Его музыкально одарённая дочь Анна Маргарита вышла замуж за графа Брауна (или Броуна—Brown), сделавшего блистательную военную карьеру в эпоху императрицы Екатерины II.

После очередной победы России в очередной русско-турецкой войне 1787—1791 гг. (один из эпизодов которой — взятие Суворовым турецкой крепости Измаил и присоединение устья Дуная к Российской империи) молодожёны оказались в Вене, где Иван Юрьевич Броун руководил русской военной миссией.

        Супруги затеяли в столице Австрии энергичное «броуновское движение»: устраивали многочисленные домашние концерты, вовлекая в этот музыкальный вихрь (кого бы вы думали?) Бетховена и оказывая молодому композитору покровительство. Восхитительные «Вариации на русский танец» (с посвящением «графине фон Броун») были созданы Бетховеном в возрасте 27 лет в 1797 году. В это же время (1796—1798) композитор написал сонаты №№ 5, 6 и 7 (опус 10 №№ 1, 2, 3), которые также посвятил Анне Маргарите.

Первая часть каждой вариации играется без повтора — этим Бетховен немного «нарушил» традицию исполнения, создав в данном случае собственное правило: «первая часть без повтора, вторая повторяется»; именно поэтому в начале стоит указание «La prima parte senza replica», хотя это и так ясно из обозначений внутри нотного текста.

          Однако, из этой системы «выпадают» две одночастные вариации: вторая (var. II), кажется, изображающая дрессированного медведя, вступившего в «камаринскую»; и великолепная «а-ля Гайдн» финальная двенадцатая (var. XII), исполняемая «attacca l'Allegro» (неожиданно, без паузы, быстро).
[фрагмент] Эмиль Гилельс исполняет Двенадцатую вариацию
[на фото: рояль «Конрад Граф» (Вена), принадлежавший Бетховену]
Яндекс.Метрика