Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«Коханочка»
Бальный малороссийский гопак
Николай Яковлев
Бальный малороссийский гопак
Николай Яковлев
Новый салонный танец, сочинение Артиста Императорской балетной труппы в Санкт-Петербурге Николая Николаевича Яковлева, опус 16, с описанием танца
Посвящается Фёдору Фёдоровичу Баталину
Danse de salon hopak petit-russien [ukrainienne]
Посвящается Фёдору Фёдоровичу Баталину
Danse de salon hopak petit-russien [ukrainienne]
Санкт-Петербург, издатель «Музыкальный магазин «Северная лира» (№ С. 1165 Л.), Владимирский проспект, дом № 2
Выпуск 1904—1905 гг.
«Коханочка», бальный гопак, Н. Н. Яковлев
См. также: «Новая Коханочка», малороссийский танец, Борис Кейль
Модный украинский гопак
Новый бальный танец по мотивам казачьего гопака в малороссийском (украинском) стиле, появившийся в 1900-е годы в Санкт-Петербурге, носит название «Коханочка», что значит «возлюбленная» или «любимая». Это — время невероятного танцевального «бума», охватившего тогда Российскую империю. Широкая публика требовала всё новых и новых танцев, которые появлялись как грибы после дождя. Услуги учителя танцев в ту эпоху была востребованы, наверное, как сегодня — пользование Интернетом. Указанный тираж (20-я тысяча) говорит о большой популярности этого издания, выпущенного, очевидно, очередной партией в двадцатый раз.
На обложке — пара в народных костюмах лихо отплясывает казачок (гопак). Очаровательная девушка машет платочком и как будто бы убегает от усатого мужика в папахе и огромных сапожищах. Судя по довольно устрашающему виду, вероятно, это и есть тот самый настоящий казак; его необъятные шаровары неимоверного размера наверняка смогли бы прикрыть от солнца всю Сорочинскую ярмарку, и ещё бы осталось место для прессы. Рядом — идиллическая сельская картина украинского села с ветряными мельницами, изображающая сцену свидания влюблённых.
Пьеса начинается с несколько задумчивого минорного вступления, затем следуют вариации безудержного танцевального веселья. На последней странице — подробное описание движений танца, сочинённых петербургским балетмейстером Николаем Яковлевым. Обычный и простой для того времени, сегодня этот текст поражает своей сложностью: очевидно, что современный человек совершенно не умеет танцевать по-настоящему.
Столичное нотное издательство «Северная лира» в качестве рекламы разместило изображение своей награды — это медаль «За трудолюбие и искусство от Министерства финансов [Российской империи]» (1904). Профиль старого-доброго царя-батюшки Николая Александровича соседствует с пояснительной надписью: «Божьей милостью Николай II, император и самодержец всероссийский».
Интересно, что впервые ноты были проданы нотным музыкальным магазином В. А. Гуминского в Нижнем Новгороде на Большой Покровке возле Дворянского собрания.