Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«К Элизе»
Бетховен
Бетховен
An Elise. Albumblatt, L. van Beethoven
Санкт-Петербург, издатели «Василий Бессель и Компания» (№ 6051), Невский пр., 54
Выпуск 1890—1901 гг.
«К Элизе», Бетховен
Фортепианный хит всех времён и народов
Листок из альбома «К Элизе» (An Elise) — вероятно, самая известная пьеса для фортепиано вообще (которую почему-то многие путают с «Лунной сонатой»).
По легенде, Бетховен сочинил и сразу сыграл её экспромтом у кого-то в гостях, будучи очарован некой таинственной красавицей. По другой версии, пьеса была посвящена Елизавете, супруге российского императора Александра I — это маловероятно, хотя такие посвящения высоким особам, приближенным к императору, были обычной практикой того времени.
Современная «каноническая» германская версия гласит о том, что «Элиза» вовсе не Элиза (иначе автор написал бы полностью — Элизабет), а Тереза Мальфатти; имена были перепутаны нотным издателем, который якобы не разобрал ужасный почерк Бетховена. Согласно этому, пьеса была написана 27 апреля 1810 года «Терезе на память» — «Für Therese Malfatti am 27 April 1810 zur Erinerung».
Однако всё это — лишь предположения, основанные на старинных маркетинговых уловках нотных издателей XIX века.
По легенде, Бетховен сочинил и сразу сыграл её экспромтом у кого-то в гостях, будучи очарован некой таинственной красавицей. По другой версии, пьеса была посвящена Елизавете, супруге российского императора Александра I — это маловероятно, хотя такие посвящения высоким особам, приближенным к императору, были обычной практикой того времени.
Современная «каноническая» германская версия гласит о том, что «Элиза» вовсе не Элиза (иначе автор написал бы полностью — Элизабет), а Тереза Мальфатти; имена были перепутаны нотным издателем, который якобы не разобрал ужасный почерк Бетховена. Согласно этому, пьеса была написана 27 апреля 1810 года «Терезе на память» — «Für Therese Malfatti am 27 April 1810 zur Erinerung».
Однако всё это — лишь предположения, основанные на старинных маркетинговых уловках нотных издателей XIX века.
В действительности же якобы «авторская рукопись» Бетховена была вдруг неожиданно «найдена» и издана лишь в 1860-х годах, через 40 лет после смерти композитора (!), и затем, через несколько лет, так же якобы неожиданно «исчезла». Эти события происходят как раз на волне популярности музыки Бетховена и «бума» нотоиздания в Европе вообще.
Всё это наводит на мысль о том, что авторство Бетховена (умершего в 1827 году) вполне может быть сомнительным. Музыка пьесы многим напоминает знаменитую «Лунную сонату» (первую часть) — возможно, именно поэтому авторство анонимной (или чьей-то) нотной рукописи первый издатель приписал Бетховену: «И похоже на Бетховена, и продаваться будет отлично, потому что это — почти Бетховен!». С таким «любовным листком» это уже не одинокий, страдающий глухотой угрюмый гений с тяжёлым характером, но — романтичный герой, влюблённый в прекрасную незнакомку! Дальнейшие лавинообразные перепечатки ставшего очень популярным фортепианного «хита всех времён и народов» довершили дело: сейчас все мы уже «точно» знаем, что это же — Бетховен!
Всё это наводит на мысль о том, что авторство Бетховена (умершего в 1827 году) вполне может быть сомнительным. Музыка пьесы многим напоминает знаменитую «Лунную сонату» (первую часть) — возможно, именно поэтому авторство анонимной (или чьей-то) нотной рукописи первый издатель приписал Бетховену: «И похоже на Бетховена, и продаваться будет отлично, потому что это — почти Бетховен!». С таким «любовным листком» это уже не одинокий, страдающий глухотой угрюмый гений с тяжёлым характером, но — романтичный герой, влюблённый в прекрасную незнакомку! Дальнейшие лавинообразные перепечатки ставшего очень популярным фортепианного «хита всех времён и народов» довершили дело: сейчас все мы уже «точно» знаем, что это же — Бетховен!