Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Мавританская серенада»
Рихард Эйленберг
Для фортепиано соло
Sérénade Mauresque pour piano par R. Eilenberg, opus 163
Ростов-на-Дону, издатель Леонтий Адлер (№ Л. 124 А.), поставщик Мариинского Донского института и комиссионер Ростовского-на-Дону отделения Императорского Русского музыкального общества
[с рекламой Музыкального магазина «Л. Г. Адлер», 
Большая Садовая, дом Шушпанова]
Выпуск 1896—1900 гг.
«Мавританская серенада», Р. Эйленберг

Мавритания и барышни-ростовчанки
Популярный в эпоху 1880—1890-х гг. немецкий композитор Рихард Айленберг часто бывал в России; кстати, он — автор «Коронационного марша», исполненного на торжествах по случаю коронации императора Александра III, состоявшейся в Московском Кремле в 1883 году.
          «Мавританская серенада» сочинена с некоторой претензией на восточную экзотичность; однако же, это всего лишь лёгкий намёк, не имеющий ничего общего с настоящей мавританской (арабской) музыкой.
Рисунок представляет интересную сцену: романтично настроенный художник перенёс сюжет итальянской (или испанской?) «серенады под окном» на Восток. Конечно же, сложно представить такую сцену «лёгкого поведения» в реальности — в старинной арабской стране с традиционными мусульманскими правилами жизни (особенно в отношении незамужних девушек).

Кстати, в ту эпоху (конец XIX века) слово «Мавритания» означало не конкретное государство, а некую легендарную восточную страну, существовавшую когда-то в прошлом и расположенную где-то на севере Африки от Гибралтара до Красного моря. В моде были фортепианные пьесы в особом «мавританском» стиле «mauresque».
На оборотной стороне — ещё один (но уже вполне реальный) рекламный рисунок: две барышни-ростовчанки, очевидно, тайно сбежали с институтских занятий от своей классной дамы! И вот теперь они, вместо того, чтобы разбирать прелюдии Баха и этюды Черни, выбирают какие-то популярненькие ноты в музыкальном магазине Леонтия Адлера на Большой Садовой! 
          Одна из девушек держит в руках издание с довольно легкомысленно-подозрительным заголовком: «Ландыши и скороспелки. Салонная пьеса, сочинение П. А. Резникова, 60 копеек» — может быть, это шутка художника?
         Также интересно, что посетителям магазина 
выдавались бесплатно (или также высылались по почте): полный каталог нот и иллюстрированный прейскурант музыкальных инструментов.
Яндекс.Метрика