2. Фердинанд Бейер — «Марсельеза», концертная фантазия
Старинное питерское издание Василия Бесселя содержит самую популярную в XIX веке фортепианную транскрипцию знаменитой Марсельезы.
Её автор — Фердинанд Бейер (Ferdinand Beyer), немецкий пианист-романтик и виртуоз — с успехом гастролировал и подолгу жил в России, где написал большое количество фортепианных произведений на русские темы.
Пьеса не слишком сложна и не слишком проста одновременно. С одной стороны, музыка звучит достаточно эффектно (для публики), — здесь и громоподобные созвучия, и барабаны, и фанфары, и блестящие вариации. С другой — нотный текст вполне под силу разучить школьнику — юному пианисту-молотобойцу, который в силу своего нежного возраста любит потарабанить по клавишам несчастного фортепиано.
Исполнительское указание Fieramente assai (очень яростно) принадлежит, очевидно, Фердинанду Бейеру и вполне соответствует по духу эпохе «бури и натиска» в искусстве первой половины XIX века. После соответствующего исполнения Марсельезы у публики должны случиться два-три женских обморока, а у рояля — две-три оборванные струны.