Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Марш авиаторов» (1915)
В честь первых полётов российской военной авиации
Сочинение Николая Александрова
Киев и Баку, издатель «Акционерное общество «Г. И. Йиндржишек» [Г. И. Iиндржишекъ] (№ Г. 1073 I.),
поставщик Бакинского отделения Императорского Русского музыкального общества
Выпуск 1915 или 1916 гг.
«Марш авиаторов», Н. Александров

Военная авиация Первой мировой войны
Рисунок нотной обложки, хотя и похож на картинку из детской книжки, тем не менее, изображает вполне возможный эпизод Первой мировой войны: аэроплан (гидроплан) в ночном небе прожектором ищет в море вражеские корабли и подводные лодки. Новиков-Прибой в повести «Подводники» (действие которой разворачивается в 1915—1916 гг.) пишет:
          «Я смотрю на морской простор, откуда доносится до меня угрожающий гул пропеллеров. Это парят наши гидропланы. Как они похожи на альбатросов! Некоторые спустятся на сизую поверхность моря, проплывут немного и снова взмоют в вечернее небо. С высоты виднее, не крадётся ли где-нибудь в недрах моря неприятельская субмарина. Один из гидропланов, это чудо из чудес человеческого разума, вонзился в облако и скрылся... Что ему там нужно?»


Во время Первой мировой войны первое в истории России учебное заведение военно-морских авиаторов было основано 28 июля 1915 года в Санкт-Петербурге, однако позднее начавшаяся зима и лёд на воде не позволили проводить учебные полёты гидропланов. Занятия перенесли на юг, в Баку (столицу Бакинской губернии Российской империи), где в ноябре 1915 года на Приморской набережной была открыта военная «Бакинская офицерская школа морской авиации» БОШМА (по указу Великого Князя Александра Михайловича — куратора этого учебного заведения). Через год, в 1916 году состоялся первый выпуск 20 военных морских лётчиков-офицеров.

Именно гидропланы в эпоху Первой мировой войны использовались в военных действиях из-за возможности «приводняться» на любую водную поверхность (и, соответственно, взлетать). Аэропланам же были нужны аэродромы со специальными взлётно-посадочными полосами (которых попросту ещё нигде не было), что в условиях войны того времени значительно ограничивало их использование.

Интересно, что там же, в центре Баку, буквально в двух шагах от школы морских авиаторов располагался музыкальный магазин одного из «нотных королей золотого века» — издателя (в том числе и данного нотного выпуска) Генриха Йиндржишека. «Марш авиаторов» петербургского композитора Николая Александрова, очевидно, был написан именно в это время под влиянием событий стремительного развития военной авиации.
Яндекс.Метрика