Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Ноктюрн «Полдень»,
или «Пастораль и Рондо»
Джон Фильд
Nocturnes, Pastorale et Rondo Le Midi, John Field
Москва, издатель неизвестен (Александр Ланг? или Карл Мейков?)
Выпуск 1842—1850 гг.
«Полдень (Le Midi)», Джон Фильд

«Сыграйте мой любимый ноктюрн мсье Фильда»
Издание 1840-х годов содержит два прекраснейших ноктюрна Фильда (автора знаменитой «Камаринской»), представленных как одно произведение под названием Le Midi (фр. «полдень»). В качестве вступления с указанием Pastorale расположен текст ноктюрна № 8 ля мажор (со значительными видоизменениями); далее с подзаголовком Rondo следует ноктюрн № 18 (Midi — Полдень) ми мажор, также с добавлением украшений. (Номера приведены по классическому советскому изданию МУЗГИЗа, Москва).

Такие «вольности» с авторскими оригиналами были в ту эпоху в порядке вещей — главной фигурой был исполнитель-интерпретатор, а не автор. Кроме того, тексты-подлинники часто были недоступны, и эти ноты, возможно, представляют собой чью-то запись собственной интерпретации. Ведь в распоряжении мастера-гравировальщика была какая-то рукопись. Может быть, это один из вариантов исполнения самого автора — Джона (Ивана Романовича) Фильда?

Возможно, именно этот ноктюрн упоминает Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир»:
         «— Эдуард Карлыч, сыграйте, пожалуйста, мой любимый Nocturne мосье Фильда, — сказал голос старой графини из гостиной.
          Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал:
          — Молодёжь так смирно сидит!
          — Да, мы философствуем, — сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шёл теперь о сновидениях».

Редкое издание отпечатано старинным способом (литография? гравировка на металле?). Интересно, что на страницах нет номера типографской доски (эта традиция появилась позже, в 1850-е годы); также отсутствуют какие-либо сведения об издательстве или типографии. Надпись на обложке гласит: «Избранные произведения для фортепиано из музыкального собрания Александра Ланга в Москве». Кстати, в это же время в Москве существовала фортепианная фабрика, выпускавшая необычные «роялино» (рояль в форме скошенного треугольника-спинета) под брендом «Alexander Lang».
          С другой стороны, внизу виден штамп музыкального магазина Мейкова, поставленный, очевидно, при продаже издания. Возможно, ноты были отпечатаны в какой-либо типографии по заказу К. Мейкова, только лишь приступившего к работе (так как указаны бывшие владельцы Ленгольд и Грессер).

Джон (Иван Романович) Фильд был известен своей рассеянностью, которая исчезала лишь, когда он садился за рояль. Так, например, композитор забыл дома обручальные кольца во время собственной свадьбы, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 1810 году. Очевидно, пример Фильда оказался заразителен: и Ланг и Мейков (или ещё кто-то?) проявили «рассеянность» и «позабыли» указать, кто же, собственно, выпустил эти ноты.

Звучит ноктюрн № 8 ля мажор («Пастораль»)
[на фото: Джон Фильд]
Яндекс.Метрика