Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Рука Всевышнего царя спасла»
Экспромт 
(после покушения на Александра II)
Матвей Бернард
На тему русского гимна «Боже, Царя храни!»
Москва, издатель П. Юргенсон (№ 9798), комиссионер Императорской певческой капеллы, Императорского Русского музыкального общества и Консерватории в Москве
Пьеса № 14 из серии «Compositions pour le piano par M. Bernard — Сочинения для фортепиано Матвея Бернарда»
Выпуск 1896—1897 гг.
«Рука Всевышнего царя спасла», М. Бернард

«Свободу крестьянам дал, а землю не дал»
Интересная в историческом контексте пьеса написана после первого покушения на императора Александра II у ворот Летнего сада в Санкт-Петербурге 4 апреля 1866 года. Революционер-террорист Дмитрий Каракозов стрелял в царя, однако, в этот момент его (Каракозова) толкнул (рукой) оказавшийся рядом некто Осип Комиссаров, и пуля пролетела мимо. Очевидно, что это случайное обстоятельство, вызвавшее чудесное спасение императора, произвело большое впечатление на людей того времени: всем казалось, что рука самого Бога отвела оружие от царя — помазанника Божьего.

Спасший императора случайный прохожий Комиссаров оказался бывшим крепостным крестьянином, который получил освобождение в результате реформ Александра II и уже в качестве свободного человека приехал на заработки в столицу. Символично-парадоксально, что он и был как раз одной из тех «жертв самодержавия», за которых и собирался отомстить террорист Каракозов (по его словам, за то, что царь «свободу крестьянам дал, а землю не дал»).

          Кстати, по легенде, ещё в молодости цыганка нагадала Александру о грядущих шести покушениях на его жизнь, последнее из которых закончится смертью; ужасное предсказание сбылось — император погиб 1 марта 1881 года в результате шестого покушения — взрыва бомбы террористами организации «Народная воля» (на этом месте выл возведён храм «Спаса на Крови»).

Пьеса начинается лирическим вступлением на тему гимна «Боже, Царя храни», затем следует довольно эффектный торжественный марш-экспромт. Автор пьесы — Матвей Иванович Бернард (ученик Джона Фильда) — известен более как крупнейший русский нотный издатель и фортепианный педагог XIX века. Тем не менее, даже неполный список сочинений Бернарда (на обложке) поражает воображение: есть пьесы ла любой вкус и по любому поводу, даже «Пиратский марш» (№ 13).

Яндекс.Метрика