Старинные русские ноты
«золотого века» фортепиано

«Рука Всевышнего царя спасла»
Экспромт 
[после покушения на Александра II]
Матвей Бернард
На тему русского гимна «Боже, Царя храни!»
Москва, издатель П. Юргенсон (№ 9798), комиссионер Императорской певческой капеллы, Императорского русского музыкального общества и Консерватории в Москве
Пьеса № 14 из серии «Compositions pour le piano par M. Bernard — Сочинения для фортепиано Матвея Бернарда»
Выпуск 1896—1897 гг.
«Рука Всевышнего царя спасла», М. Бернард

«Свободу крестьянам дал, а землю не дал»
Интересная в историческом контексте пьеса написана после известного (первого) покушения на императора Александра II у ворот Летнего сада в Санкт-Петербурге 4 апреля 1866 года. Революционер-террорист Дмитрий Каракозов стрелял в царя, однако, в этот момент его (Каракозова) толкнул (рукой) оказавшийся рядом некто Осип Комиссаров, и пуля пролетела мимо. Очевидно, что это случайное обстоятельство, вызвавшее чудесное спасение императора, произвело большое впечатление на людей того времени: всем казалось, что рука самого Бога отвела оружие от царя — помазанника Божьего.

Символично-парадоксально, что спасший императора случайный прохожий Комиссаров — бывший крепостной крестьянин, приехавший на заработки в столицу — был как раз одной из тех «жертв самодержавия», за которых и собирался отомстить террорист Каракозов (по его словам, за то, что царь «свободу крестьянам дал, а землю не дал»).

Пьеса начинается лирическим вступлением на тему гимна «Боже, Царя храни», затем следует довольно эффектный торжественный марш-экспромт. Автор пьесы — Матвей Иванович Бернард (ученик Джона Фильда) — известен более как крупнейший русский нотный издатель и фортепианный педагог XIX века. Тем не менее, даже неполный список сочинений Бернарда (на обложке) поражает воображение: есть пьесы ла любой вкус и по любому поводу, даже «Пиратский марш» (№ 13).

Рояли, пианино и самоигровые системы в России
Фортепианный центр при Союзе композиторов в Москве
Яндекс.Метрика