Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Пляска Смерти»
Камиль Сен-Санс
Транскрипция Г. Крамер
Для фортепиано соло
Danse Macabre, Camille Saint-Saёns, transcription pour piano par H. Cramer
Санкт-Петербург, издатель Юлий Генрих Циммерман (№ 6227), поставщик Двора Его Императорского Величества
Пьеса № 133 из серии «Успехи пианиста. Выбор известнейших фортепианных пьес в 2 руки»
Выпуск около 1913 (обложка, Санкт-Петербург) и 1914—1917 (страницы текста, Петроград)
«Пляска Смерти», Сен-Санс—Крамер

«Умрёшь — начнёшь опять сначала...»
Симфоническая поэма «Пляска Смерти», написанная Сен-Сансом в 1873—1875 годах, была неоднозначно воспринята тогдашней публикой. Программное содержание поэмы — играющая на скрипке Смерть и танцующие на кладбище скелеты — у многих вызывали, мягко говоря, неприятие или лёгкий шок.
         Через несколько десятилетий, уже в ХХ веке, особенно после начала Первой мировой войны (1914), «Пляска смерти» становится своеобразным пророческим откровением и приобретает всемирную славу.

В 1912—1914 годах Александр Блок написал небольшой поэтический цикл  «Пляски смерти», состоящий из пяти стихотворений. Самое известное из них — второе (Санкт-Петербург, 1912):

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

В 1929 году музыку Сен-Санса использовал Уолт Дисней в одном из своих первых звуковых мультфильмов The Skeleton Dance. Именно после этого пьеса получила своё второе «американское» название «Танец скелетов».

Данное издание запечатлело бурные исторические события 1914—1918 гг. Для печати использована качественная обложка серии выпусков Циммермана (до 1914 года) из складских запасов издательства. Однако, нотный текст внутри отпечатан позже (с тех же матриц) на бумаге худшего качества уже во время войны, скорее всего, в 1916 или 1917 году петроградской артелью «Русский печатник». Продавались же ноты (согласно штампу) Государственным нотным магазином № 3 (Петроградская сторона, Большой проспект, 15) Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения после образования РСФСР в 1918 году.
          Цена издания, кажется, также исполняла «смертельную пляску»: сумма стремительно росла из-за революционной инфляции и исправлялась два раза с 55 коп. (цена 1913 года) на 1 руб. 75 коп. и затем на 5 руб. 25 коп. (или 525 руб.??), но и эти цифры позже были перечеркнуты карандашом.

Яндекс.Метрика