Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
в изданиях: П. Юргенсон (Москва), «Северная лира» (Санкт-Петербург, В. Кастнер (Воронеж)
Выпуски 1870—1903 гг.
«Фонтан», идиллия, Ш. Б. Лисберг
Редакция Франц Черни
«Прялка», Ш. Б. Лисберг
«Неаполитана», Ш. Б. Лисберг
«Колыбельная», Ш. Б. Лисберг
«Фонтан», идиллия
Изящная и очаровательная пьеса сочинена (вероятно) в Париже 1840-х гг., когда на площади Согласия был установлен великолепный в своей помпезности фонтан. Впрочем, это обстоятельство не уберегло Францию от очередной революции в 1848 году; кстати, знаменитый фонтан стоит там и поныне.
Шарль Бови (Charles Bovy) — швейцарец по рождению — в юности «сбежал» в Париж, как и полагалось любой приличной знаменитости того времени. Lysberg — несуществующая фамилия, придуманная в качестве уникального композиторского псевдонима; однако эта уникальность не спасла Лисберга от почти полного забвения в XX столетии, когда «салонная» музыка была забыта из-за нашествия разнокалиберного псевдо-музыкального «авангарда».
В новом же XXI веке (и тысячелетии) всё приобретает совершенно другой смысл: пьеса наполнена прекрасным шармом той старинной эпохи; музыкальные пассажи источают подлинный дурманящий аромат девятнадцатого века; кажется, это — фонтанирующий запах изысканных духов прекрасной незнакомки на Невском проспекте, к тому же «одобренный художественными советами Московской и С.-Петербургской консерваторий».
Классическая редакция профессора санкт-петербургской консерватории Ф. Черни поражает тщательностью исполнения; даже форма пьесы «разложена по полочкам»: «В» — вступление, I, II, III — части пьесы и «З» — заключение.
Шарль Бови (Charles Bovy) — швейцарец по рождению — в юности «сбежал» в Париж, как и полагалось любой приличной знаменитости того времени. Lysberg — несуществующая фамилия, придуманная в качестве уникального композиторского псевдонима; однако эта уникальность не спасла Лисберга от почти полного забвения в XX столетии, когда «салонная» музыка была забыта из-за нашествия разнокалиберного псевдо-музыкального «авангарда».
В новом же XXI веке (и тысячелетии) всё приобретает совершенно другой смысл: пьеса наполнена прекрасным шармом той старинной эпохи; музыкальные пассажи источают подлинный дурманящий аромат девятнадцатого века; кажется, это — фонтанирующий запах изысканных духов прекрасной незнакомки на Невском проспекте, к тому же «одобренный художественными советами Московской и С.-Петербургской консерваторий».
Классическая редакция профессора санкт-петербургской консерватории Ф. Черни поражает тщательностью исполнения; даже форма пьесы «разложена по полочкам»: «В» — вступление, I, II, III — части пьесы и «З» — заключение.
«Колыбельная»
Очаровательная «Берсёз» прекрасна нежным «флёром» девятнадцатого века, ещё не испорченного суррогатами звукозаписи; здесь нет и намёка на псевдо-музыкальный шум современной эпохи. Вступление в темпе allegro с условием piano misterioso (тихо и таинственно) — необычно и похоже разве что на порхание вечерних мотыльков за окном — за которым ещё нет автомобилей и метрополитена.
В 14-летнем возрасте Шарль Бови (швейцарец) оказался в Париже 1830-х годов; был учеником Шопена; познакомился с Листом, который даже помог юному дарованию издать свой первый опус — несколько салонных вальсов. Шарль придумал себе композиторский псевдоним Лисберг — сочетание французского lys (лилия) и немецкого berg (гора): звучит необычно, как бы по-парижско-швейцарски.
Во время революции 1848 года Лисберг вернулся в родную Женеву, женился (что ему ещё оставалось делать?) и провёл оставшуюся часть жизни в родовом замке своей супруги; Колыбельная (Berceuse) opus 67, вероятно, была написана уже здесь. Замок сохранился и по сей день; призрак Шарля Бови-Лисберга иногда заглядывает в полутёмные залы старинного особняка, пугая уткнувшихся в свои гаджеты незадачливых туристов.
В 14-летнем возрасте Шарль Бови (швейцарец) оказался в Париже 1830-х годов; был учеником Шопена; познакомился с Листом, который даже помог юному дарованию издать свой первый опус — несколько салонных вальсов. Шарль придумал себе композиторский псевдоним Лисберг — сочетание французского lys (лилия) и немецкого berg (гора): звучит необычно, как бы по-парижско-швейцарски.
Во время революции 1848 года Лисберг вернулся в родную Женеву, женился (что ему ещё оставалось делать?) и провёл оставшуюся часть жизни в родовом замке своей супруги; Колыбельная (Berceuse) opus 67, вероятно, была написана уже здесь. Замок сохранился и по сей день; призрак Шарля Бови-Лисберга иногда заглядывает в полутёмные залы старинного особняка, пугая уткнувшихся в свои гаджеты незадачливых туристов.