«Что ты, ветка бедная...» Фантазия-экспромт на русскую тему В. Гебелев
Для фортепиано соло
Москва, издатель П. Юргенсон (№ 16332)
Пьеса № 18 в серии «La Vogue, Choix de Compositions modernes et brillantes pour le piano — Мода, выбор современных и блестящих сочинений для фортепиано» Выпуск 1886—1896 гг.
«Что ты, ветка бедная...», В. Гебелев
На текст стихотворения «Ветка» русского поэта Ивана Мятлева в девятнадцатом веке было написано несколько песен (романсов). Одну из этих мелодий (какую именно — предстоит выяснить) использовал в качестве темы своего экспромта-фантазии автор композиции В. Гебелев. Старинное стихотворение Мятлева иносказательно описывает печальную судьбу человеческую:
«Что ты, ветка бедная, Ты куда плывешь? Берегись — сердитое Море... Пропадешь.
Уж тебе не справиться С бурною волной, Как сиротке горькому С хитростью людской.
Одолеет лютая, Как ты ни трудись, Далеко умчит тебя, Ветка, берегись!»
«Для чего беречься мне? — Ветки был ответ. — Я уже иссохшая, Во мне жизни нет.
От родного дерева Ветер оторвал; Пусть теперь несет меня, Куда хочет, вал.
Я и не противлюся: Мне чего искать? Уж с родимым деревом Не сростись опять!»
Похожее (и, несомненно, более выразительное) стихотворение есть у Михаила Лермонтова — «Листок»:
«Листок» (Лермонтов)
Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зелёных качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, Ты пылен и жёлт — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море».
«Экспромт в виде фантазии на русскую песню»
Москва, у П. Юргенсона
Фрагмент списка нотных выпусков
Рояли, пианино и самоигровые системы в России
Фортепианный центр при Союзе композиторов в Москве
Оформить заявку
Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам