«Сумасшедшая» и потрясающая музыка: кажется, звуки прорываются в мозг на квантовом уровне. Выражение всего — прошлого, настоящего, будущего. Создание мира, эволюция, всемирный потоп, мировые войны, полёт в космос, покорение Марса и Альфы Центавра, аннигиляция частиц, переселение душ и бог знает что ещё. Фантастическая музыка перерастает возможности фортепиано (рояля) — здесь уже нужен какой-то новый, более совершенный инструмент будущего.
Ноты проникают сквозь тональности и звукоряды в некий другой пространственно-временной континуум. Этюд — не просто этюд, а, кажется — Суд Божий для пианиста. Преодолев все технические сложности (в предписанном максимальном темпе), исполнитель оказывается всего лишь у подножья огромной вершины художественного вселенского замысла автора.
Сам Скрябин в шутку называл эту пьесу своим «окончательным падением в глазах сторонников классицизма». Сочинённый в 1912 году этюд, конечно же, был «чужим на празднике жизни» эпикурейцев того времени. Сегодня очевидно, что эпоха, которой будет соответствовать эта музыка, ещё не наступила. Или наступила, но не в нашей Галактике.