Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«Детский альбом»
Петра Ильича Чайковского
Петра Ильича Чайковского
Первая авторская редакция
Album pour enfants, P. Tschaikowsky, opus 39
Album pour enfants, P. Tschaikowsky, opus 39
Москва, издатель П. Юргенсон (№ 3347)
Выпуск 1885—1890 гг.
«Детский альбом», П. Чайковский
Для печати в обычном формате А4
«Детский альбом», П. Чайковский
Для печати в большом формате А3
Приложение: Избранное из «Детского альбома» Чайковского в редакции А. Буховцева (для изучения фразировки)
Альбомный формат
Содержание
1. Утренняя молитва — Prière du matin
2. Зимнее утро — Le Matin en hiver
3. Игра в лошадки — Le petit cavalier
4. Мама — Maman
5. Марш деревянных солдатиков — Marche des soldats de bois
6. Болезнь куклы — La Poupée malade
7. Похороны куклы — Enterrement de la poupee
8. Вальс — Valse
9. Новая кукла — La Nouvelle poupée
10. Мазурка — Mazurka
11. Русская песня — Chanson russe
12. Мужик на гармонике играет — Le Paysan prélude
13. Камаринская — Chanson populaire
14. Полька — Polka
15. Итальянская песенка — Chanson italienne
16. Старинная французская песенка — Mélodie antique française
17. Немецкая песенка — Chanson allemande
18. Неаполитанская песенка — Chanson napolitaine
19. Нянина сказка — Le Conte de la vieille
20. Баба-Яга — La Sorcière
21. Сладкая грёза — Douce rêverie
22. Песня жаворонка — Le Chant de l'alouette
23. Шарманщик поёт — L'Orgue de barbarie
24. В церкви — À L'Église
Музыка счастливого детства
«Детский альбом» Чайковского великолепен; пожалуй, это сочинение — лучшее, что создано для детей в фортепианной музыке. Кто играл в юные годы «Неаполитанскую песенку» и «Сладкую грёзу», тот знает, что такое настоящее счастливое детство! Впрочем, пьесы настолько замечательны и совершенны в художественном отношении, что их можно исполнять в любом возрасте.
Издание, очевидно, точно воспроизводит первый вариант 1878 года с рисунками художника А. Степанова на заглавном листе; оно выпущено позже, скорее всего в середине 1880-х гг., когда Юргенсон начал сотрудничать с парижским нотным издателем Макаром (имя Mackar указано на обложке), кстати, — однофамильцем многочисленных персонажей знаменитых романов Эмиля Золя (написанных примерно в то же время).
Издание, очевидно, точно воспроизводит первый вариант 1878 года с рисунками художника А. Степанова на заглавном листе; оно выпущено позже, скорее всего в середине 1880-х гг., когда Юргенсон начал сотрудничать с парижским нотным издателем Макаром (имя Mackar указано на обложке), кстати, — однофамильцем многочисленных персонажей знаменитых романов Эмиля Золя (написанных примерно в то же время).
В переписке Чайковского и Юргенсона есть интересный фрагмент по поводу «Детского альбома». В письме Петра Ильича (№ 44 от 10/22 декабря 1878 г.) из Флоренции читаем:
«Какой ты очаровательный человек! Два дня сряду получаю от тебя милые письма! Ноты получил и у ж а с н о доволен. Во-первых, издания отличные, а во-вторых, ошибок нет! Вот до чего мы с тобой дожили, душа моя! Оказывается, что если я тебя винил в опечатках по поводу прежних вещей, то был никто иной, как свинья, ибо ты в этом ни мало не виноват. Пока я мало обращал внимания на корректуры и действовал на основании знаменитого всероссийского принципа: «ничего, сойдёт!», сочинения мои кишели опечатками. Но стал я об этом больше хлопотать — и дело пошло лучше. Замечательно, что я не нашёл опечаток ни в концерте, ни в романсах, ни в детском альбоме... Ура! Мы побили немцев! Моё и Кашкинское сердце должны пылать кичливою гордостью! Нет, шутки в сторону — чудесные издания! Могу сделать только одно замечание. Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, но ничего, сойдёт, — детям будет занятно».
К слову сказать, после прошедших художественных «ужасов» XX века можно не согласиться с Чайковским. На фоне так называемого «современного концептуального искусства», демонстрирующего полную деградацию человеческих чувств, «картиночки» «Детского альбома» выглядят совершенными шедеврами! Каждой пьесе соответствует один из рисунков на обложке; однако, пьес — 24, а рисунков — 23. Художник Степанов изобразил для двух номеров (Неаполитанская и Итальянская песенки) только один вариант — певца-итальянца с мандолиной (Неаполь ведь тоже — Италия!).
Рисунки не подписаны и расположены произвольно — таким образом обложка представляет собой занимательную детскую игру
Рисунки не подписаны и расположены произвольно — таким образом обложка представляет собой занимательную детскую игру
«А ну-ка, отгадай названия картинок!».