Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«Негритянка» (1903)
Московский оригинальный кекуок
Фёдор Детлаф
Московский оригинальный кекуок
Фёдор Детлаф
Пьеса № 6 из серии рэгтаймов «Новый танец Кэк-Вок» с описанием фигур танца
Negress, Moscow Original Cake-Walk by Fedor Detlaf (Theodor Dettlaff), opus 26
Negress, Moscow Original Cake-Walk by Fedor Detlaf (Theodor Dettlaff), opus 26
Москва, издатель Александр Гутхейль (№ 8549—ноты и № 8525—объяснение танца), поставщик Двора Его Императорского Величества и комиссионер Императорских театров,
на Кузнецком мосту, дом № 16
на Кузнецком мосту, дом № 16
Дозволено цензурой в Москве 27 сентября 1903 года
«Негритянка», Кэк-Вок, Фёдор Детлаф
Необычайные приключения Кэкъ-Вокъ в России
Американский негритянский народный танец кекуок (Cake Walk) возник в эпоху рабства в США и сформировался как особый стиль примерно к 1870 году. Слово «cake» (торт, пирожное) в названии происходит от обычая белых рабовладельцев награждать своих чернокожих рабов куском торта «с барского стола» за особо успешное исполнение танца; причём смешная пляска продолжалась и дальше, превращаясь как бы в «прогулку с тортом»—«cake walk». С другой стороны, нелепые и клоунские движения кекуока объясняются тем, что рабы пытались карикатурно-издевательски изобразить европейские танцы своих хозяев («напяливая» при этом их аристократические наряды), что, впрочем, развлекало и тех и других.
К 1890-м годам кекуок превращается уже в особую форму фортепианной пьесы; при этом манера игры описывается как «rag time» (рваный ритм): пианист «хонки-тонк» (играющий в баре) — может временами отклоняться от точного следования нотной записи, играть синкопированно (ритмически запаздывая), как бы «подпрыгивая» пальцами по клавишам, «покачивая» (оттягивая) ритм; в конце же пьесы (по традиции) опять играть ровно, но при этом ускоряя темп как только возможно, заставляя танцоров «корячиться» всё быстрее, для грандиозного успеха у публики.
В конце 1890-х гг. слово «rag» из прилагательного превратилось в существительное, означающее «фортепианную пьесу в стиле рэгтайм»: появляются сочинения с указанием «Rag» вместо старого «Cake Walk», например: «The Harlem Rag» (Том Тюрпин), «The Mapple Leaf Rag» (Скотт Джоплин). В России таких особых названий не было; применялся обобщённый термин «Кэк-Вок», который был в ходу дольше, чем в США; указание «рэгтайм» появляется в нотах лишь в начале 1910-х гг.
Позднее термин «рэгтайм» «захватывает» несколько смысловых значений: это и манера исполнения, и форма фортепианной пьесы, и стиль музыки, и название определённой музыкальной эпохи 1890—1920-х гг. Строго говоря, кекуок (как вид раннего рэгтайма) обычно начинался в минорной тональности, а заканчивался в мажорной, и означал не только пьесу, но и танец. Рэгтайм же — более широкое понятие, означающее сегодня целую эпоху (стиль) с множеством различных музыкальных произведений, включая фортепианный кекуок.
Итак, примерно в 1898—1903 годах кекуок приобретает всемирную популярность и проникает в Россию. Знаменитый московский издатель Александр Гутхейль выпустил целую серию нот «Новый танец Кэк-Вок», состоящую из семи рэгтайм-«хитов» того времени: 5 пьес — заграничные, а две (Карл Фельдман и Фёдор Детлаф) — российских (московских) авторов.
Каждое издание заканчивается одинаковым для всех семи выпусков описанием фигур и объяснением как нужно танцевать кекуок (см. ниже). Интересно, что в ту эпоху на публикацию описания движений танца требовалось особое цензурное разрешение; очевидно, государственный цензор, выражая монаршую волю Его Императорского Величества, мужественно и непоколебимо стоял на страже защиты всех подданных Его же Императорского Величества от каких-то слишком неприличных танцевальных движений.
Кекуок «Негритянка» — великолепный образец, так сказать, «русского рэгтайма» раннего периода; в музыке чувствуется (цитируя классика) «американская деловитость» в сочетании с «русским революционным размахом». Пьеса похожа по структуре на ранее появившийся популярный «Оригинальный американский Кэк-Вок «Красавица креолка» (автор Harry S. Webster?), — скорее всего, Фёдор Детлаф использовал эту пьесу как схему-образец для своего гораздо более выразительного и эффектного сочинения.
По традиции, в конце исполнения следует ускорить темп; последний кусок при повторе сыграть очень громко, выше на октаву в правой руке и в самом быстром темпе, какой только возможен.
Автор замечательной пьесы Фёдор Иосифович Детлаф впоследствии станет основателем Торгового дома «Ф. Детлаф и Компания» в Москве, нотного издательства и фортепианной фабрики, выпускавшей красивые пианино в стиле «модерн» под брендом Th. Dettlaff & Co.
На обложке изображены реальные девушки-танцовщицы кекуока, одетые (по традиции) в старинные наряды «Американского Юга». Скорее всего, танец в исполнении двух юных француженок был заснят на киноленту в Париже изобретателями кинематографа братьями Люмьер примерно в 1902 году.
Фильм, очевидно, демонстрировался с большим успехом в первых кинотеатрах того времени; затем популярные кинозвёзды-танцовщицы «перекочевали» с экрана в журналы, на открытки и нотные обложки издательства Гутхейль.
Танец Кэк-Вок в исполнении двух девушек с обложки
Киносъёмка в Париже братьев Люмьер (?), 1902 год (?)
Кэк-Вок — танец негров
[Описание фигур танца] К. В. Ф. — собственность А. Гутхейль [Москва, 1903 год]
Кэк-вок (в буквальном переводе «пирожный танец») есть национальный танец американских негров, исполняющийся ими с большим увлечением и характеризующий их особенную оригинальную весёлость. Заканчивается этот танец, обыкновенно, призом за самое оригинальное исполнение. Чтобы некоторым образом подражать танцу, необходимо соблюдать следующие
4 правила:
1) Делать шаги с лёгким подпрыгиванием (двойной шаг, как в танце «Почта Вашингтона»). При каждом шаге — сгибать колено и выбрасывать вперёд ногу.
2) Во всё время исполнения слегка размахивать руками, большей частью вытягивать руки вперёд с висящими вниз кистями рук.
3) Держаться корпусом, отвалившись назад.
4) Всё время быть в движении; танцевать грациозно!
Танцующие становятся парами, друг за другом (как в полонезе). Сначала танцует каждая пара отдельно и, протанцевав кругом зала, становится позади последней пары. Затем все пары танцуют вместе, следуя друг за другом и соблюдая весёлость исполнения.
Оригинальность этого танца состоит в том, что во время его исполнения сами танцующие стараются придумывать новые характерные и оригинальные комбинации исполнения.
Вот несколько тур:
(Каждый тур исполняется в течение 16 тактов)
1) Кавалер и дама танцуют рядом, не касаясь друг друга руками.
2) Кавалер следует за дамой, танцуя попеременно два шага влево, два шага вправо и заглядывая ей в лицо.
3) Дама исполняет «шассе» по левую сторону кавалера.
4) Танцуют рядом (как № 1), причём кавалер поворачивается спиной вперёд и таким образом продолжает танец. Дама придерживает слегка приподнятое платье (или держит в руке цветной платок).
5) Держась руками, оба делают скачки вперёд и подпрыгивают обеими ногами сразу; затем, отпустив руки, делают два шага вперёд, ударяя в ладоши.
6) Кавалер и дама, исполняя «шассе» вперёд, попеременно то смотрят друг на друга, то поворачиваются друг к другу спиной.
7) Кавалер берёт левой рукой даму за талию, оба танцуют 8 тактов вперёд и 8 тактов назад и т. д.
Этим танцем заключают также кадриль, танцуя его вместо «grande-ronde».