Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«Дитя-пианист»
Классический альбом 57 пьес
для детей 6—7 лет
Редактор Матвей Бернард
Классический альбом 57 пьес
для детей 6—7 лет
Редактор Матвей Бернард
Для начинающих обучение фортепианному искусству
L'Enfant Pianiste, M. Bernard, 118-me édition
L'Enfant Pianiste, M. Bernard, 118-me édition
Москва, издатель П. Юргенсон (№ 10000), комиссионер Придворной певческой капеллы, Императорского Русского музыкального общества и Консерватории в Москве
Дозволено цензурой 12 января 1905 года, выпуск 1914—1916 гг.
«Дитя-пианист», редакция Матвей Бернард
Альбомный формат
Содержание
1. Чижик, чижик, где ты был
2. Баюшки баю
3. Французская песня
4. Ты пойди, моя коровушка, домой
5. Тирольская песня
6. Малороссийская песня
7. Полька
8. Русская песня
9. Мотив из оперы
10. Галоп
11. Мотив из оперы
12. Русская песня
13. Итальянская каватина
14. Русская песня
15. Вальс
16. Мотив из водевиля
17. Аккорды
18. Швейцарская песня
19. Русская песня
20. Полька
21. Мотив из водевиля
22. Польская песня
23. Качуча
24. Вальс
25. Красный сарафан
26. Хор из «Волшебного стрелка»
27. Кавалерийский марш
28. Военный хор
29. Кадриль
2. Баюшки баю
3. Французская песня
4. Ты пойди, моя коровушка, домой
5. Тирольская песня
6. Малороссийская песня
7. Полька
8. Русская песня
9. Мотив из оперы
10. Галоп
11. Мотив из оперы
12. Русская песня
13. Итальянская каватина
14. Русская песня
15. Вальс
16. Мотив из водевиля
17. Аккорды
18. Швейцарская песня
19. Русская песня
20. Полька
21. Мотив из водевиля
22. Польская песня
23. Качуча
24. Вальс
25. Красный сарафан
26. Хор из «Волшебного стрелка»
27. Кавалерийский марш
28. Военный хор
29. Кадриль
30. Соловей
31. Тирольская песня
32. Тройка
33. Ария из «Роберта»
34. Русская песня
35. Каватина из «Нормы»
36. Вальс Вебера
37. Камаринская
38. Цыганская песня
39. Романс «Скажите ей»
40. Из оперы «Трубадур»
41. Русский романс
42. Мазурка
43. Ария из оперы «Риголетто»
44. Из «Жизни за Царя»
45. Фолишон-полька
46. Из оперы «Фенелла»
47. Хуторок
48. Поцелуй-вальс
49. Из оперы «Марта»
50. Цыганская песня
51. Вальс из оперы «Фауст»
52. Цыганская песня
53. Из оперы Россини
54. Боже, Царя храни
55. Галоп, в четыре руки
56. Valse, в четыре руки
57. Рондо, в четыре руки
31. Тирольская песня
32. Тройка
33. Ария из «Роберта»
34. Русская песня
35. Каватина из «Нормы»
36. Вальс Вебера
37. Камаринская
38. Цыганская песня
39. Романс «Скажите ей»
40. Из оперы «Трубадур»
41. Русский романс
42. Мазурка
43. Ария из оперы «Риголетто»
44. Из «Жизни за Царя»
45. Фолишон-полька
46. Из оперы «Фенелла»
47. Хуторок
48. Поцелуй-вальс
49. Из оперы «Марта»
50. Цыганская песня
51. Вальс из оперы «Фауст»
52. Цыганская песня
53. Из оперы Россини
54. Боже, Царя храни
55. Галоп, в четыре руки
56. Valse, в четыре руки
57. Рондо, в четыре руки
«Игра на фортепиано должна быть для ребёнка забавою,
а не схоластическим занятием»
а не схоластическим занятием»
Легендарный сборник Матвея Ивановича Бернарда когда-то (ещё в середине XIX века) совершил определённую «революцию» в обучении маленьких детей игре на фортепиано. Собственно говоря, именно Бернард — выдающийся педагог, композитор и нотный издатель — был родоначальником всей системы начального музыкального образования с 6—7-летнего возраста, которая существует до сих пор. До Бернарда детей обучали музыке с 9 или 10 лет; поэтому само название «Дитя-пианист» тогда звучало необычно-удивительно. Первые годы альбом выпускался самим автором-издателем; затем Пётр Юргенсон, получив в собственность («поглотив») нотоиздательскую фирму Бернарда, заново гравировал ноты, присвоив выпуску номер 10000, таким образом признавая его исключительную значимость. Перед нами — сто восемнадцатое (!) издание знаменитого сборника.
Юргенсон сохранил оригинальное старинное предисловие Матвея Ивановича; оно настолько великолепно по изложению сути вопроса и художественности исполнения, что может служить классическим образцом любого предисловия вообще:
«От автора.
Весьма лестный для меня успех моего «Enfant pianiste» доказывает, что моя система не пустая выдумка, а основана на многолетней опытности. Эта система имеет целью:
1) Прежде чем теоретическая часть сделается доступною понятиям 6-летнего ребёнка, — посвятить его в изучение механической части игры на фортепиано; через это он совершенно освоится с инструментом и опередит по крайней мере на 2 года тех детей, которые по прежней методе начинали учиться музыке не ранее восьми или девяти лет.
2) Не начинать изучения нот и их разделения с малолетним ещё ребёнком, потому что это может поселить в нём отвращение к музыке; преподавание же по моей методе сделает это занятие для него интересным.
3) Прежде чем приступать к изучению нот и проч., заставлять ребёнка играть наизусть. Это принесёт ему двойную пользу: во-первых, рано ознакомит его с инструментом, а во-вторых разовьёт его музыкальную память, дав ему возможность впоследствии играть в обществе, не быв вынужденным носить с собою нот. Если же ребёнок настолько развит, что ему может быть доступно изучение нот, то прежде всего его надобно выучить нотам скрипичного ключа для того, чтобы он был в состоянии разобрать 12 первых пьес этого собрания, которые написаны для обеих рук в одном и том же ключе. При этом должно приучать ребёнка играть их постепенно и не торопясь, наизусть. По мере того, как он будет изучать эти 12 пьес, он мало-помалу запомнит и ноты этого ключа.
Впоследствии следует ему показать ноты басового ключа. Когда он будет в состоянии исполнять все пьесы, или по крайней мере большую часть, помещённые в этой тетради, то следует заняться развитием беглости в пальцах и отчётливости в исполнении. Для достижения этого необходимо упражнение в гаммах вместе с моими ежедневными упражнениями и, смею уверить, что к 9-летнему возрасту ребёнок будет достаточно приготовлен для того, чтобы от уроков матери перейти к хорошему учителю, который с успехом будет продолжать дальнейшее его обучение.
Рекомендую добрым матерям, лично занимающимся преподаванием своих детей, избегать в своих уроках всякого принуждения, и держаться моего правила: что игра на фортепиано должна быть для ребёнка забавою, а не схоластическим занятием.
[Матвей Бернард]»