Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Сонаты Моцарта
в классическом издании Юргенсона, редакция Матвей Пресман
Москва, издатель П. Юргенсон (№ Т. 942), комиссионер Придворной певческой капеллы, Императорского Русского музыкального общества и Консерватории в Москве
Выпуск 1915 года
Титульный лист, предисловие редактора, содержание

Портрет Моцарта
и факсимиле автографа
1 [№ 15]. Соната F-dur (фа мажор) [Кёхель №] KV 533 и 494, Моцарт
Самая необычная (с гениально-странными модуляциями) соната Моцарта сочинена в Вене: 1 и 2 части — закончены 3 января 1788 года; 3 часть написана ранее — в 1786 году
2 [№ 10]. Соната C-dur (до мажор) KV 330 (300h)
Соната с очень жизнерадостной первой частью сочинена предположительно в 1783 году в Вене или Зальцбурге. Впервые опубликована издательством Artaria & Co. в Вене в 1784 году
3 [№ 8]. Соната D-dur (ре мажор) KV 311 (284c)
Удивительная «солнечная» соната сочинена предположительно в 1777 году в Мангейме. Впервые опубликована издательством F. Heina в Париже в 1782 году
4 [№ 13]. Соната B-dur (си-бемоль мажор) KV 333 (315c)
Одна из самых поразительных сонат сочинена Моцартом в ноябре 1783 года в г. Линц (Австрия) во время поездки с женой Констанцей из Зальцбурга в Вену. Впервые опубликована издательством C. Torricella в Вене в 1784 году
5. Соната, F-dur (фа мажор); авторство Моцарта (в целом) сомнительно
Произведение (по современной версии) предположительно является компиляцией из сочинений разных композиторов; лишь некоторые фрагменты принадлежат Моцарту.
(В более поздних изданиях моцартовских сонат это произведение отсутствует)
6 [№ 12]. Соната F-dur (фа мажор) KV 332 (300k)
Соната с изумительным Адажио сочинена предположительно: либо в Мюнхене в 1781 г.; либо в Вене в 1782—1783 гг.; либо в Зальцбурге летом 1783 года, когда Моцарт представил отцу Леопольду свою жену Констанцу. Впервые опубликована в Вене в 1784 году
7 [№ 9]. Соната a-moll (ля минор) KV 310 (300d)
Первая из двух гениальных минорных сонат сочинена 22-летним Моцартом предположительно летом 1778 года, после смерти матери (3 июля), в Париже
8 [№ 7]. Соната C-dur (до мажор) KV 309 (284b)
Сочинена в Мангейме в 1777 году. В письме к отцу Моцарт (24 октября 1777, Аугсбург) описывает собственное исполнение этой сонаты в концерте у Штайна (последним номером), называя её «великолепной»; после чего «суматоха и шум были немалые»
9 [№ 4]. Соната Es-dur (ми-бемоль мажор) KV 282 (189g)
Самая короткая (но прекрасная) соната сочинена 19-летним Моцартом в Мюнхене в январе—феврале 1775 года, в период создания и постановки оперы «Мнимая садовница»
10 [№ 6]. Соната D-dur (ре мажор) KV 284 (205b)
Концертно-эффектная соната с прекрасным Рондо-полонезом в средней части сочинена в Мюнхене в начале 1775 года. В рукописи есть подзаголовок «Dürnitz» — соната была написана по заказу барона фон Дюрница (богатого любителя музыки), который, однако же, не заплатил Моцарту за работу


Продолжение следует...
Предисловие редактора
Труд этот, в знак глубокой признательности, посвящается учителю моему, профессору В. И. Сафонову
За истекшее, со смерти Моцарта (в 1791 году), время, многими редакторами и издателями моцартовских сонат, в музыкальный текст последних, было внесено много изменений; накопившиеся наслоения, будучи приняты за оригинал, стали, в конце концов, традиционными.
            Получив предложение «Издательства П. Юргенсон» просмотреть и и вновь проредактировать сонаты Моцарта, я, прежде всего, нашёл необходимым сравнить существующие издания с оригиналом (Urtext). Разница между ними оказалась такой резкой, что, во избежание нареканий, на меня, как редактора и на «Издательство П. Юргенсон», как издателей, — в искажении музыкального текста, я нахожу нужным поместить настоящее предисловие и указать на то, что разногласие принятого мною музыкального текста с привычным текстом многих других изданий есть результат восстановления моцартовского оригинального текста и очищения его от наслоений. Самые крупные изменения я нашёл в украшениях; многие из них, как например групетто и форшлаги — отсутствуют там, где они имеются в оригинале и приписаны там, где их в оригинале нет. Трели оригинала часто заменяются мордентами и групеттами. Ясно обозначенные в оригинале трели без заключения — в существующих изданиях напечатаны с заключениями, и т. д. Кроме этих изменений я нашёл: не опечатки, а сознательно извращённый текст и произвольно изменённые гармонии. Моцарт в высшей степени тщательно выписывал форшлаги; долгие и короткие форшлаги у него совершенно ясны; как на пример укажу на следующий способ моцартовского обозначения форшлагов: [см. изображение] — здесь, конечно, форшлаги долгие и исполнять их следует так: [см. изображение]; в других случаях Моцарт писал: [см. изображение] — ясно, что здесь форшлаги короткие.
           Все вышеуказанные пробелы я считал необходимым восстановить согласно оригиналу.
Профессор М. Пресман
18 мая 1915 г.
Рукопись Моцарта: Соната B-dur KV 333 (315c)
Вольфганг Амадей Моцарт
Звучит Адажио (2-я часть) из Сонаты F-dur KV 332 (300k) Моцарта
в качестве увертюры к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Московского Театра Сатиры (Телевидение СССР, 1974)
Яндекс.Метрика