Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Сонаты Скарлатти
Избранные сочинения
Избранные сочинения
Compositions célèbres [sonates], D. Scarlatti
Москва, издатель П. Юргенсон, комиссионер Придворной певческой капеллы, Императорского Русского музыкального общества и Консерватории в Москве
Издание № Т.629 из серии «Первого русского дешёвого издания в томах П. Юргенсона под редакцией наиболее известных музыкальных авторитетов: Балакирева, Гензельта, г-жи А. Губерт, Кашкина, Клиндворта, Кризандера, Пабста, Н. Рубинштейна, Чайковского, Черни и др.»
Выпуск 1896—1911 гг.
Выпуск 1896—1911 гг.
Сонаты Скарлатти (часть 1)
Сонаты Скарлатти (часть 2)
Старинный московский альбом Юргенсона представляет «романтичного» Доменико Скарлатти, интерпретированного в салонно-концертном стиле XIX века. В сборнике — несколько лучших сонат, по старой издательской традиции названных особо: Пастораль, Скерцо и пр.
Некоторые пьесы — аранжировки Карла Таузига, знаменитого романтика-виртуоза; другие же имеют некоторые вольные отклонения от канонического текста Скарлатти, что, впрочем, отнюдь не умаляет их художественных достоинств:
Fugue du Chat — Кошачья фуга
По традиции XIX века эту пьесу предваряет рассказ о «кошечке Скарлатти, прогулявшейся по клавиатуре клавесина; набор нажатых ею клавиш и составляет тему знаменитой фуги».
Действительно, мелодия напоминает случайный набор звуков и выглядит весьма абстрактно-авангардно для XVIII века. Однако, легенда о кошке возникла, вероятно, после многочисленных концертов знаменитого Муцио Клементи, который часто играл эту фугу и перед выступлениями говорил публике, что «здесь, в начале, как будто кошка прошлась по клавишам». Слух подхватили нотные издатели и, таким образом, возникла рекламная легенда о любимой кошечке Скарлатти. Кроме слухов, нет никаких доказательств этой легенды; также не существует и оригинала рукописи автора.
Фуга была издана в 1738 году в сборнике Essercizi (Упражнения), состоящем из 30 избранных пьес Скарлатти (1685—1757). Это единственное прижизненное издание, вероятно, осуществленное самим композитором. Знаменитая фуга расположена последним тридцатым номером сборника и не содержит никаких упоминаний об истории ее сочинения.
Маэстро Скарлатти считал свои пьесы упражнениями и, скорее всего, расценивал «абсурдную» тему фуги как вызов своему мастерству: вот настоящая задача для мастера — написать прекрасную и поразительную музыку, используя тему из набора (кажется) совершенно случайных звуков!
Capriccio — Каприччио, транскрипция — Carl Tausig
Стремительная искромётная пьеса
Sonate A-dur — Соната ля-мажор
Знаменитая быстрая соната с каскадами и перелётами рук
Toccata — Токатта
Виртуозная соната с «барабанными» повторами
Menuetto — Менуэт
Загадочная пьеса в темпе старинного танца
Pastorale D-moll — Пастораль ре-минор, транскрипция — Карл Таузиг
Знаменитая лирическая соната-пастораль
Некоторые пьесы — аранжировки Карла Таузига, знаменитого романтика-виртуоза; другие же имеют некоторые вольные отклонения от канонического текста Скарлатти, что, впрочем, отнюдь не умаляет их художественных достоинств:
Fugue du Chat — Кошачья фуга
По традиции XIX века эту пьесу предваряет рассказ о «кошечке Скарлатти, прогулявшейся по клавиатуре клавесина; набор нажатых ею клавиш и составляет тему знаменитой фуги».
Действительно, мелодия напоминает случайный набор звуков и выглядит весьма абстрактно-авангардно для XVIII века. Однако, легенда о кошке возникла, вероятно, после многочисленных концертов знаменитого Муцио Клементи, который часто играл эту фугу и перед выступлениями говорил публике, что «здесь, в начале, как будто кошка прошлась по клавишам». Слух подхватили нотные издатели и, таким образом, возникла рекламная легенда о любимой кошечке Скарлатти. Кроме слухов, нет никаких доказательств этой легенды; также не существует и оригинала рукописи автора.
Фуга была издана в 1738 году в сборнике Essercizi (Упражнения), состоящем из 30 избранных пьес Скарлатти (1685—1757). Это единственное прижизненное издание, вероятно, осуществленное самим композитором. Знаменитая фуга расположена последним тридцатым номером сборника и не содержит никаких упоминаний об истории ее сочинения.
Маэстро Скарлатти считал свои пьесы упражнениями и, скорее всего, расценивал «абсурдную» тему фуги как вызов своему мастерству: вот настоящая задача для мастера — написать прекрасную и поразительную музыку, используя тему из набора (кажется) совершенно случайных звуков!
Capriccio — Каприччио, транскрипция — Carl Tausig
Стремительная искромётная пьеса
Sonate A-dur — Соната ля-мажор
Знаменитая быстрая соната с каскадами и перелётами рук
Toccata — Токатта
Виртуозная соната с «барабанными» повторами
Menuetto — Менуэт
Загадочная пьеса в темпе старинного танца
Pastorale D-moll — Пастораль ре-минор, транскрипция — Карл Таузиг
Знаменитая лирическая соната-пастораль
Courante — Куранта, в транскрипции неизвестного автора
Одна из самых проникновенных печальных сонат Скарлатти
Scherzo — Скерцо
«Бешеные» стаккато