Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Сонаты Скарлатти
Избранные сочинения
Избранные сочинения
Compositions célèbres [sonates], D. Scarlatti
Москва, издатель П. Юргенсон, комиссионер Придворной певческой капеллы, Императорского Русского музыкального общества и Консерватории в Москве
Издание № Т.629 из серии «Первого русского дешёвого издания в томах П. Юргенсона под редакцией наиболее известных музыкальных авторитетов: Балакирева, Гензельта, г-жи А. Губерт, Кашкина, Клиндворта, Кризандера, Пабста, Н. Рубинштейна, Чайковского, Черни и др.»
Выпуск 1896—1911 гг.
Выпуск 1896—1911 гг.
Сонаты Скарлатти (часть 1)
Сонаты Скарлатти (часть 2)
Старинный московский альбом Юргенсона представляет «романтичного» Доменико Скарлатти, интерпретированного в салонно-концертном стиле XIX века. В сборнике — несколько лучших сонат, по старой издательской традиции названных особо: Пастораль, Скерцо и пр.
Некоторые пьесы — аранжировки Карла Таузига, знаменитого романтика-виртуоза; другие же имеют некоторые вольные отклонения от канонического текста Скарлатти, что, впрочем, отнюдь не умаляет их художественных достоинств:
Fugue du Chat — Кошачья фуга
По традиции XIX века эту пьесу предваряет рассказ о «кошечке Скарлатти, прогулявшейся по клавиатуре клавесина; набор нажатых ею клавиш и составляет тему знаменитой фуги».
Действительно, мелодия напоминает случайный набор звуков и выглядит весьма абстрактно-авангардно для XVIII века. Однако, легенда о кошке возникла, вероятно, после концертов знаменитого Муцио Клементи, который играл эту фугу и перед выступлениями говорил публике, что «здесь, в начале, как будто кошка прошлась по клавишам». Возможно, именно таким образом возникла рекламная легенда о любимой кошечке Скарлатти. Кроме слухов, нет никаких доказательств этой легенды; также не существует и оригинала рукописи автора. Название «Fugue du Chat» впервые встречается в сборнике пьес разных композиторов, опубликованном Клементи в 1810-х гг. на основе собственной коллекции рукописных нот, собранных по всей Европе.
Фуга впервые была издана в 1738 году в сборнике Essercizi (Упражнения), состоящем из 30 избранных пьес Скарлатти (1685—1757). Это единственное прижизненное издание, вероятно, осуществленное самим композитором. Здесь нет никакого особого «кошачьего» названия. Знаменитая фуга расположена последним тридцатым номером сборника и не содержит никаких упоминаний об истории ее сочинения.
Маэстро Скарлатти считал свои пьесы упражнениями и, скорее всего, расценивал «абсурдную» тему фуги как вызов своему мастерству: вот настоящая задача для мастера — написать прекрасную и поразительную музыку, используя тему из набора (кажется) совершенно случайных звуков!
Capriccio — Каприччио, транскрипция — Carl Tausig
Стремительная искромётная пьеса
Sonate A-dur — Соната ля-мажор
Знаменитая быстрая соната с каскадами и перелётами рук
Toccata — Токатта
Виртуозная соната с «барабанными» повторами
Menuetto — Менуэт
Загадочная пьеса в темпе старинного танца
Pastorale D-moll — Пастораль ре-минор, транскрипция — Карл Таузиг
Знаменитая лирическая соната-пастораль
Некоторые пьесы — аранжировки Карла Таузига, знаменитого романтика-виртуоза; другие же имеют некоторые вольные отклонения от канонического текста Скарлатти, что, впрочем, отнюдь не умаляет их художественных достоинств:
Fugue du Chat — Кошачья фуга
По традиции XIX века эту пьесу предваряет рассказ о «кошечке Скарлатти, прогулявшейся по клавиатуре клавесина; набор нажатых ею клавиш и составляет тему знаменитой фуги».
Действительно, мелодия напоминает случайный набор звуков и выглядит весьма абстрактно-авангардно для XVIII века. Однако, легенда о кошке возникла, вероятно, после концертов знаменитого Муцио Клементи, который играл эту фугу и перед выступлениями говорил публике, что «здесь, в начале, как будто кошка прошлась по клавишам». Возможно, именно таким образом возникла рекламная легенда о любимой кошечке Скарлатти. Кроме слухов, нет никаких доказательств этой легенды; также не существует и оригинала рукописи автора. Название «Fugue du Chat» впервые встречается в сборнике пьес разных композиторов, опубликованном Клементи в 1810-х гг. на основе собственной коллекции рукописных нот, собранных по всей Европе.
Фуга впервые была издана в 1738 году в сборнике Essercizi (Упражнения), состоящем из 30 избранных пьес Скарлатти (1685—1757). Это единственное прижизненное издание, вероятно, осуществленное самим композитором. Здесь нет никакого особого «кошачьего» названия. Знаменитая фуга расположена последним тридцатым номером сборника и не содержит никаких упоминаний об истории ее сочинения.
Маэстро Скарлатти считал свои пьесы упражнениями и, скорее всего, расценивал «абсурдную» тему фуги как вызов своему мастерству: вот настоящая задача для мастера — написать прекрасную и поразительную музыку, используя тему из набора (кажется) совершенно случайных звуков!
Capriccio — Каприччио, транскрипция — Carl Tausig
Стремительная искромётная пьеса
Sonate A-dur — Соната ля-мажор
Знаменитая быстрая соната с каскадами и перелётами рук
Toccata — Токатта
Виртуозная соната с «барабанными» повторами
Menuetto — Менуэт
Загадочная пьеса в темпе старинного танца
Pastorale D-moll — Пастораль ре-минор, транскрипция — Карл Таузиг
Знаменитая лирическая соната-пастораль
Courante — Куранта, в транскрипции неизвестного автора
Одна из самых проникновенных печальных сонат Скарлатти
Scherzo — Скерцо
«Бешеные» стаккато