Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«Ярость по поводу утерянного гроша» Рондо Бетховена
Rondo a capriccio, L. van Beethoven, opus 129
Москва, ОГИЗ-МУЗГИЗ, Государственное музыкальное издательство (№ 19393)
Из серии II «Фортепианные пьесы русских композиторов» [с автографом Эмиля Гилельса]
Выпуск 1931 года
Выпуск 1931 года
«Рондо а каприччио», Бетховен
Совершенно обычные с виду ноты совершенно необычны тем, что принадлежали Эмилю Гилельсу, величайшему из пианистов XX века.
16-летний Эмиль оставил надписи карандашом в двух местах на обложке: «Миля Гилельс, Одесса, 6/I 33 г.» и ниже — подпись. Очевидно, что всё это происходило во время учебы Гилельса в Одесской консерватории, которую пианист закончил в 1935 году.
«Рондо а каприччио» Бетховена, несмотря на внушительный номер опуса, сочинено, вероятно, ещё довольно молодым композитором в 1795—1797 годах. Легенда гласит, что рассеянный Людвиг-ван, потеряв деньги на улице, разозлившись, вдруг необычайно вдохновился и сочинил эдакое «разухабистое» рондо.
Разрекламированный издателями XIX века подзаголовок — «Ярость (плач) по поводу потерянного гроша» — скорее всего, взят из мемуаров Шиндлера (секретаря и биографа Бетховена), который всего лишь описывал характер этой музыки, сравнивая её с игрой «в копеечку» венских уличных хулиганов. Сам автор назвал пьесу Alla Ingharese quasi un Capriccio — «По-венгерски, как-бы каприччио», однако, это оригинальное название не прижилось.
Интересно, что МУЗГИЗ, выпуская ноты, причислил Бетховена к «русским композиторам» (с чем, кстати, трудно не согласиться). Конечно, бунтарский и титанический дух великого классика как нельзя лучше соответствовал стремительной советской эпохе 1920—1930-х, ставившей целью построение идеального общества будущего.
Издание повторяет дореволюционный выпуск Юргенсона в редакции Хартхана (19393 VIII №19). Отсутствует последняя страница; в файле она восстановлена из текста немецкой редакции Келлера.
16-летний Эмиль оставил надписи карандашом в двух местах на обложке: «Миля Гилельс, Одесса, 6/I 33 г.» и ниже — подпись. Очевидно, что всё это происходило во время учебы Гилельса в Одесской консерватории, которую пианист закончил в 1935 году.
«Рондо а каприччио» Бетховена, несмотря на внушительный номер опуса, сочинено, вероятно, ещё довольно молодым композитором в 1795—1797 годах. Легенда гласит, что рассеянный Людвиг-ван, потеряв деньги на улице, разозлившись, вдруг необычайно вдохновился и сочинил эдакое «разухабистое» рондо.
Разрекламированный издателями XIX века подзаголовок — «Ярость (плач) по поводу потерянного гроша» — скорее всего, взят из мемуаров Шиндлера (секретаря и биографа Бетховена), который всего лишь описывал характер этой музыки, сравнивая её с игрой «в копеечку» венских уличных хулиганов. Сам автор назвал пьесу Alla Ingharese quasi un Capriccio — «По-венгерски, как-бы каприччио», однако, это оригинальное название не прижилось.
Интересно, что МУЗГИЗ, выпуская ноты, причислил Бетховена к «русским композиторам» (с чем, кстати, трудно не согласиться). Конечно, бунтарский и титанический дух великого классика как нельзя лучше соответствовал стремительной советской эпохе 1920—1930-х, ставившей целью построение идеального общества будущего.
Издание повторяет дореволюционный выпуск Юргенсона в редакции Хартхана (19393 VIII №19). Отсутствует последняя страница; в файле она восстановлена из текста немецкой редакции Келлера.