Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Петербургские вальсы
Петра Гросса
Петра Гросса
Valses [de Saint-Pétersbourg] pour piano par P. Gross:
1. Tout Petersbourg, 2. Valse-Idylle, 3. Sourire d'Amour, 4. Bal de Fées
1. Tout Petersbourg, 2. Valse-Idylle, 3. Sourire d'Amour, 4. Bal de Fées
«Весь Петербург»
Посвящается господину [композитору] Ипполиту Лабади
Звезда санкт-петербургских музыкальных салонов — знаменитый (когда-то) пианист Пётр Петрович Гросс написал вальс «Весь Петербург» примерно в 1898 году, в эпоху расцвета столицы Российской империи — блистательного Saint-Pétersbourg.
Эффектная пьеса сочинена с ярко выраженным желанием удивлять, восхищать и доставлять удовольствие — подобно тому, как когда-то завлекала сладкоежек какая-нибудь роскошная кондитерская на Невском: здесь вам и крем-брюле, и монпансье, и даже бланманже (маэстро Гросс, конечно же, знал, как изобразить на рояле фортепианное «бланманже»!). Вальс необычен и в чём-то даже великолепен; кроме того, звучит и в наше время очень свежо и очаровательно.
На обложке — одно из центральных мест Санкт-Петербурга: в центре — фотография, сделанная со стороны Невского проспекта, открывает вид на памятник императрице Екатерине II и Александринский театр. На рисунке (справа вверху) мы видим этот же сквер, вдоль которого стремительно летит тройка лошадей с дамой в санях; экипаж несётся точно по направлению к Елисеевскому магазину, очевидно, чтобы купить чего-нибудь вкусненького.
На верхнем рисунке слева — веселье в самом разгаре; дамы и кавалеры разделились (как обычно) на две партии — веселящихся и предающихся скуке; официант несёт на подносе что-то очень соблазнительное — неужели бланманже?..
Эффектная пьеса сочинена с ярко выраженным желанием удивлять, восхищать и доставлять удовольствие — подобно тому, как когда-то завлекала сладкоежек какая-нибудь роскошная кондитерская на Невском: здесь вам и крем-брюле, и монпансье, и даже бланманже (маэстро Гросс, конечно же, знал, как изобразить на рояле фортепианное «бланманже»!). Вальс необычен и в чём-то даже великолепен; кроме того, звучит и в наше время очень свежо и очаровательно.
На обложке — одно из центральных мест Санкт-Петербурга: в центре — фотография, сделанная со стороны Невского проспекта, открывает вид на памятник императрице Екатерине II и Александринский театр. На рисунке (справа вверху) мы видим этот же сквер, вдоль которого стремительно летит тройка лошадей с дамой в санях; экипаж несётся точно по направлению к Елисеевскому магазину, очевидно, чтобы купить чего-нибудь вкусненького.
На верхнем рисунке слева — веселье в самом разгаре; дамы и кавалеры разделились (как обычно) на две партии — веселящихся и предающихся скуке; официант несёт на подносе что-то очень соблазнительное — неужели бланманже?..
«Вальс-Идиллия»
Изумительный вальс напоминает какое-то импрессионистское идиллическое зазеркалье, в котором, кажется, пребывала Российская империя; это — маленький шедевр той удивительной эпохи. Существует запись исполнения самого Гросса (с упрощениями нотного текста) на граммофонной пластинке 1907 года; однако, она совершенно не передаёт реального животрепещущего очарования этой прекрасной пьесы в стиле модерн.
Звучит «Вальс-Идиллия» — исполняет автор Пётр Гросс
Запись на граммофонной пластинке «Зонофон» 1907 года
«Улыбка любви»
Очень красивый вальс петербургского сезона 1897—1898 гг. Очевидно, пьеса была довольно популярна — об этом свидетельствует тот факт, что издатель Юлий Генрих Циммерман в своём «Альбоме новых вальсов» поместил её первым номером.