Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Любимые песни Ильича»
(Владимира Ильича Ленина)
Революционные, народные песни и романсы в классических версиях эпохи СССР
Юбилейный нотный альбом в честь 100-летия В. И. Ленина — основателя и первого руководителя РСФСР и Советского Союза
Для голоса и фортепиано или фортепиано соло
Москва, издательство «Музыка» (№ 6139)
Выпуск 1969 года
«Любимые песни Ильича», юбилейный нотный альбом в честь 100-летия В. И. Ленина
См. также: «Русская Марсельеза», первое издание 1905 года
См. также: «Вы жертвою пали» в первых изданиях 1905 года

Содержание
Интернационал [Гимн РСФСР с 1918 по 1943 гг.; гимн СССР с 1922 по 1943 гг.]. Музыка П. Дегейтера, слова Э. Потье, русский текст А. Коца
Смело, товарищи, в ногу! Слова Л. Радина
Отречёмся от старого мира (Рабочая [Русская] марсельеза) [Гимн России с марта 1917 по январь 1918 гг.] Мелодия Руже де Лилля, русский текст П. Лаврова
Слушай!.. Слова И. Гольц-Миллера
Беснуйтесь, тираны! Русский текст Г. Кржижановского
Замучен тяжёлой неволей. Слова Г. Мачтета
Вы жертвою пали. Слова В. Архангельского
Варшавянка. Русский текст Г. Кржижановского
Песня Коммуны. Музыка А. Митюшина, слова В. Князева
Привет 17-му полку! Слова и мелодия Г. Монтегюса, русский текст А. Гатова
Узник. Слова А. Пушкина
Дубинушка. Слова А. Богданова
Есть на Волге утёс. Слова А. Навроцкого
Нелюдимо наше море («Моряки») Музыка К. Вильбоа, слова Н. Языкова
Славное море—священный Байкал. Слова Д. Давыдова
Ермак. Слова К. Рылеева
Свадьба. Музыка А. Даргомыжского, слова А. Тимофеева

«...Ветром полный парус мой направил я!..»
Превосходный во всех отношениях сборник содержит образцовые аранжировки лучших песен эпохи великих русских революций 1905—1917 гг. 

Удивительная обложка! Если пристально посмотреть «ленинским взглядом», извлекающим суть из хаоса, то можно увидеть алый парус — символ мечты и надежды — в бурном, клокочущем, революционном, алом море. Загадочный рисунок иллюстрирует одну из песен альбома — «Нелюдимо наше море» («Моряки» или «Пловцы» на стихи поэта-романтика Николая Языкова) — и в то же время аллегорически изображает саму Россию в виде ладьи с алым парусом, отважно преодолевающую исторические штормы и бури.
«Моряки» («Пловцы»)
Николай Языков
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный
Парус мой направил я —
Полетит на скользки волны
Быстрокрылая ладья!
Облака бегут за морем,
Крепнет ветер, зыбь черней:
Будет буря, — мы поспорим
И поборемся мы с ней!

Смело, братья! Туча грянет,
Закипит громада вод;
Выше вал сердитый встанет,
Глубже бездна упадёт!
Там, за гранью непогоды,
Есть блаженная страна;
Не темнеют неба своды,
Не проходит тишина.

Смело, братья! Бурей полный,
Прям и крепок парус мой;
Нас туда выносят волны,
Будем твёрды мы душой!
Любовь к музыке
Из воспоминаний Дмитрия Ильича Ульянова (младшего брата В. И. Ленина)
Мальчиком Владимир Ильич учился играть на рояле. По словам матери, у него был великолепный слух и музыка давалась ему легко. В восемь лет он бойко играл многие детские пьесы, со старшими играл в четыре руки. Однако, поступив в гимназию, он забросил музыку. Почему? Во всяком случае, не из-за гимназических занятий.

У Володи были прекрасные способности, и учение давалось ему чрезвычайно легко. Вернее всего, Володя перестал играть на рояле потому, что воспринял обычный в то время взгляд, будто для мальчиков это занятие неподходящее. Но он на всю жизнь сохранил он любовь к музыке и тонко её понимал.

Зимой 1888 года в Казани я был с Владимиром Ильичом в опере. Места наши были где-то высоко, на галерее. Мне очень ярко врезался в память этот вечер. Помню, как мы пешком возвращались домой из театра, как поужинали дома молоком с хлебом.
Володя всё время находился под впечатлением слышанной музыки и тихо, так как все спали, всё время напевал понравившиеся ему арии. Брат был в чрезвычайно приподнятом настроении — из глухой деревушки Кокушкино, где он находился под надзором полиции, попал Володя в оперный театр...

Наша мать, Мария Александровна, очень любила рояль. Она играла и пела многие старинные песни и романсы. Но особенно охотно исполняла она отрывки из оперы «Аскольдова могила». У неё были старые, пожелтевшие от времени ноты этой оперы. Мы все очень любили её музыку и пение, и Владимир Ильич часто напевал некоторые мотивы из «Аскольдовой могилы».
         В 1888—1890 годах Владимир Ильич часто пел под рояль с Ольгой Ильиничной. О ней мало известно, между тем это был самый близкий, лучший товарищ Володи в годы детства и юношества. Она была моложе брата, но не отставала от него по развитию. Восемнадцати лет она владела немецким, французским, английским и шведским языками. Про Ольгу Ильиничну можно сказать, что она не работала только тогда, когда спала. В мае 1891 года она умерла от брюшного тифа.
          Владимир Ильич восхищался её трудолюбием и способностями.
          Они пели дуэтом песню Языкова «Пловец» — «Нелюдимо наше море», и я помню впечатление от последнего куплета:

Но туда выносят волны
Только сильного душой!..
Смело, братья!
Бурей полный,
Прям и крепок парус мой.

Любил Володя «Свадьбу» Даргомыжского:
Нас венчали не в церкви,
Не в венцах, не с свечами;
Нам не пели ни гимнов,
Ни обрядов венчальных!

Пел Володя и лирическую песню Гейне. В музыкальной фразе «...Я совсем погибаю, милый друг...» надо было брать очень высокую ноту, и, вытянув её, он говорил смеясь: «Уже погиб, погиб совсем»...
          Я почти не помню в пении Владимира Ильича минора, грусти, у него всегда звучали отвага, удаль, высокий подъём и призыв.
          Он пел также арию Валентина из «Фауста»: «Бог всесильный, бог любви...», — он пел то, что положено по нотам, произнося те слова, которые нельзя выкинуть из песни, но одно место из этой арии у него выходило лучше, красивей потому, что он невольно вкладывал здесь частицу своего боевого духа:

Там, в кровавой борьбе в час сраженья,
Клянусь, буду первым я в первых рядах...

И постоянно, когда я слушаю музыку Гуно, мне всякий раз вспоминается то далёкое время, и я слышу, как Владимир Ильич пел эту арию.

Летом 1889 года я в первый раз услыхал «Интернационал», которого тогда в России, можно сказать, не знал никто. Было это на хуторе в Алакаевке, Самарской губернии. Ольга Ильинична играла на рояле и закончила свою музыку «Марсельезой». Я подбежал к роялю и просил её повторить. Вдруг неожиданно, так как это было утром, когда Владимир Ильич не отрывался обычно от книг, он подошёл к нам и сказал, что надо спеть «Интернационал». Они вместе стали подбирать на рояле новую песню, а затем тихо запели по-французски.
           Мария Ильинична говорила мне потом, что Владимир Ильич очень жалел, что не научился играть на рояле или на скрипке.
(Из книги «В. И. Ленин о литературе и искусстве», 4-е изд., М., 1969, стр. 616—617)
«...Вооружённое восстание неизбежно и вполне назрело..»
Однако, как бы ни были замечательны музыкальные успехи юного Володи Ульянова, истинный талант будущего создателя СССР проявился в совсем других сферах деятельности.
 
В каком-то смысле самым выдающимся произведением Владимира Ильича можно считать маленький листок в клетку, на котором Ленин своим стремительным почерком (игнорируя твёрдые знаки) записал знаменитую «Резолюцию о вооружённом восстании», принятую на историческом заседании ЦК РСДРП(б) 23 (10) октября 1917 года — за две недели до Великой Октябрьской социалистической революции:

«Ц. К. признаёт, что как международное положение русской революции (восстание во флоте в Германии, как крайнее проявление нарастания во всей Европе всемирной социалистической революции, затем угроза мира империалистов с целью удушения революции в России), так и военное положение (несомненное решение русской буржуазии и Керенского с Ко. сдать Питер немцам), — так и приобретение большинства пролетарской партией в Советах, — всё это в связи с крестьянским восстанием и поворотом народного доверия к нашей партии (выборы в Москве), наконец явное подготовление второй корниловщины (вывод войск из Питера, подвоз к Питеру казаков, окружение Минска казаками м пр.), — всё это ставит на очередь вооружённое восстание.
             Признавая таким образом, что вооружённое восстание неизбежно и вполне назрело, Ц. К. предлагает всем организациям партии руководствоваться этим и с этой точки зрения обсуждать и разрешать все практические вопросы (съезда Советов Северной области, вывода войск из Питера, выступления москвичей и минчан и т. д.).»
Яндекс.Метрика