Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«На сопках Манчжурии»
В честь героев Русско-японской войны
Вальс Ильи Шатрова
В честь героев Русско-японской войны
Вальс Ильи Шатрова
капельмейстера 214-го Мокшанского пехотного полка
Собственность автора
Москва, Нотный склад О. Ф. Кнауб (№ 148)
Москва, Нотный склад О. Ф. Кнауб (№ 148)
Выпуск 1911 года
«Мокшанский полк на сопках Манчжурии», вальс, И. Шатров
Илья Алексеевич Шатров — капельмейстер 214-го Мокшанского пехотного полка, герой Русско-японской войны (1904—1905) — написал свой знаменитый вальс в память о боевых друзьях, погибших во время Мукденского сражения зимой 1905 года.
Шатров сочинил пьесу (уже после войны), находясь на гауптвахте — это, наверное, единственное место, где русскому офицеру ничто (и никто) не мешает заняться изящными искусствами и художественным творчеством.
В историческом контексте Мукденское и Цусимское сражения (вместе с событиями «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 года) явились поводами для подрыва веры народа в царя, вследствие чего разразилась Первая русская революция 1905—1907 гг. В 1924 году Владимир Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин» опишет эти события:
...Бредня
о милости царской
прикончена
с бойней Мукденской,
с треском Цусимы.
Довольно!
Не верим
разговорам посторонним!
Сами
с оружием
встали пресненцы.
Казалось —
сейчас
покончим с троном,
за ним
и буржуево
кресло треснется...
Вальс был настолько популярным в России, что вызвал множество подражаний и неправомочных изданий. Лишь после принятия первого российского закона об авторском праве (1911) Илья Шатров утвердил окончательно свое авторство. Данное издание — первое после принятия закона.
Интересно, что слишком длинное название не помещалось на этикетках граммофонных пластинок; из-за этого оно впоследствии как бы само собой «сократилось» — «На сопках Манчжурии».