Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

Старинные русские ноты
золотого века фортепиано

«Осенние мечты», «Тоскующее сердце»
Вальсы
Абрама Рейдермана

Сочинения военного капельмейстера 41-го Пехотного Селенгинского полка Русской Императорской армии А. Рейдермана, опусы №№ 26 и 60
«Осенние мечты»
Знаменитый вальс, А. Рейдерман,
опус 26
Киев и Варшава, издатель Леон Идзиковский (№ L. 2107 I.), комиссионер Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества; Киев, Крещатик № 29; Варшава, Маршалковская № 119
Выпуск 1907—1910 гг.
«Тоскующее сердце» (Dolorosa)
Вальс, А. Рейдерман,
опус 60
Киев и Варшава, издатель «Книжный и музыкальный магазин Леона Идзиковского» (№ L. 4150 I.), комиссионер Киевской и Варшавской консерваторий; Киев, Крещатик № 29; Варшава, Маршалковская № 119
Выпуск 1914—1916 гг.
См. также: «Три грации», помпадур-гавот, А. Рейдерман, опус 36

«Осенние мечты»
Один из красивейших старинных вальсов сочинил (примерно в 1904—1907 гг.) российский военный капельмейстер 41-го Пехотного Селенгинского полка штабс-капитан Абрам Шахнович Рейдерман, впоследствии — участник Первой мировой войны, награждённый орденами Святой Анны и Станислава.
          Вальс с успехом исполнялся многочисленными оркестрами; было выпущено даже несколько вариантов записей на граммофонных пластинках. «Осенние мечты» продолжали оставаться популярными и позже, уже в СССР.
          Как видно из рекламы Идзиковского (см. стр. 4), Рейдерман — автор довольно большого списка сочинений; в 1920—1930-е годы талантливый капельмейстер написал несколько красноармейских военных маршей, однако, вальс «Осенние мечты»  всё же остался «звёздной» вершиной его композиторского творчества.

41-й Пехотный (первоначально — «мушкетёрский») Селенгинский полк, созданный по указу императора Павла I в 1796 году, прославился выдающейся военной историей в составе Русской Императорской армии; участвовал в Бородинском сражении, Крымской войне, обороне Севастополя, Русско-турецких войнах, Первой мировой войне и т. д.

Лучшее из дореволюционных нотных изданий украшено роскошным рисунком в стиле модерн: девушка в белоснежном платье порывисто бежит в вихре осенних листьев; на мизинце её левой руки, поддерживающей шляпку, — широкое кольцо. (Интересно, что бы это значило в то время? Наверное, то, что девушка не замужем). Открывающийся за деревьями великолепный пейзаж предоставляет бесконечную свободу любой мечте.

На задней обложке издатель разместил превосходный фотографический портрет самого композитора: маэстро Рейдерман в военной форме художественно позирует за художественным фортепиано среди художественно разложенных нот; кстати, данное издание знаменитого вальса также лежит сверху на инструменте (справа). 

Поражает тщательность подготовки сцены для фотографирования на уровне театрального искусства: ноты «развесисто» повторяют форму листьев пальмы; мизинец маэстро изящно расположен точно посередине клавиатуры; лампас брюк параллелен линии клавиш, и так далее. Кстати, пианино в данном случае — бутафорское (не настоящее) — обычная интерьерная декорация в фотостудиях того времени.
Яндекс.Метрика