Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
Старинные русские ноты
золотого века фортепиано
«На баррикадах»
Русский революционный марш-рэгтайм 1905 года
Русский революционный марш-рэгтайм 1905 года
Сочинение Фёдора Детлафа
Москва, издатель «Музыкальный магазин Торгового дома «Ф. И. Детлаф и Компания», Неглинный проезд, против Государственного банка
Выпуск 1905 года
«На баррикадах», марш, Ф. Детлаф
Интересная (исторически и музыкально) пьеса представляет собой великолепный и, возможно, единственный образец, если можно так выразиться, русского революционного рэгтайма; в названии, очевидно, имеются в виду баррикады народных восстаний 1905 года: это либо январь—февраль в Санкт-Петербурге, либо декабрь в Москве. Автор придерживается 16-тактовой формы и стиля а-ля american rag, но в духе какого-то абсурдного веселья беспощадного русского бунта.
Фёдор Детлаф, владелец торгового дома своего имени и сочинитель модных шлягеров, предпринял выпуск довольно необычной для того времени «революционной» серии нот в 1905 году; среди прочих, вышли, например, «Русская Марсельеза» и «Вы жертвою пали в борьбе роковой...». Очевидно, что это стало возможным после Манифеста императора Николая II (подписан 17 октября), даровавшего российским подданным некоторые демократические вольности, в частности, свободу печати и (позднее) отмену цензуры (кстати сказать, от этих опрометчивых поступков самодержца граждане России страдают до сих пор). В некоторых нотных выпусках этой серии отметки о цензурном разрешении ещё присутствуют, но формально: скорее всего, уже было дано указание свыше всё «дозволять печатать».
Интересно, что события 1905 года названы в заголовке вовсе не революцией, а «освободительным движением». Необычный для того времени дизайн обложек революционно отрицает всяческие буржуазно-помещичьи «завитушки» и прочее «модерновое», чуждое пролетарским массам «ар-нуво»; чёткая геометрия красных букв предвосхищает русский авангард 1920-х годов. Красная диагональ — «кровавое перечёркивание прошлого» — по сути, есть символ всех русских революций.
Фёдор Детлаф, владелец торгового дома своего имени и сочинитель модных шлягеров, предпринял выпуск довольно необычной для того времени «революционной» серии нот в 1905 году; среди прочих, вышли, например, «Русская Марсельеза» и «Вы жертвою пали в борьбе роковой...». Очевидно, что это стало возможным после Манифеста императора Николая II (подписан 17 октября), даровавшего российским подданным некоторые демократические вольности, в частности, свободу печати и (позднее) отмену цензуры (кстати сказать, от этих опрометчивых поступков самодержца граждане России страдают до сих пор). В некоторых нотных выпусках этой серии отметки о цензурном разрешении ещё присутствуют, но формально: скорее всего, уже было дано указание свыше всё «дозволять печатать».
Интересно, что события 1905 года названы в заголовке вовсе не революцией, а «освободительным движением». Необычный для того времени дизайн обложек революционно отрицает всяческие буржуазно-помещичьи «завитушки» и прочее «модерновое», чуждое пролетарским массам «ар-нуво»; чёткая геометрия красных букв предвосхищает русский авангард 1920-х годов. Красная диагональ — «кровавое перечёркивание прошлого» — по сути, есть символ всех русских революций.